Прошли тысячелетия, но человек по-прежнему стремится в высокие широты,
проявляя чудеса настойчивости, изобретательности, выносливости и самоотверженности. Собачьи
упряжки и самолеты, дирижабли и атомные ледоколы, подводные лодки и воздушные шары, лыжи и
парашюты - далеко не полный перечень способов, предпринимавшихся ради того, чтобы оказаться в
загадочной точке Северного полюса.
Сегодня, перед тем, как отправиться в уникальную по своим задачам полярную
кругосветную экспедицию, в которой будут использованы наземные транспортные средства нашей
собственной разработки, хочется оглянуться назад, вспомнить наших знаменитых, а порою и
безвестных предшественников, отдавших достижению этой цели многие годы своей жизни, а порою и
саму жизнь.
1893 - 1895
|
Норвежцы Ф.Нансен и О.Свердруп намеревались использовать дрейф
арктических льдов для достижения Северного полюса на специально сконструированном судне
"Фрам". После того, как их затерло льдами северо-западнее Новосибирских о-вов, они
дрейфовали 35 месяцев, достигнув крайней северной точки с координатами 85°57' с.ш. и
67° в.д.
О.Свердруп вывел "Фрам" из ледового плена западнее Шпицбергена,
в то время, как Ф.Нансен и лейтенант Йохансен попытались достичь полюса по льду,
двигаясь на собачьих упряжках и на лыжах.
Достигнув точки с координатами 86°14' с.ш. и 98°в.д.
Нансен принял решение возвращаться на юг, в направлении Земли Франца-Иосифа.
|
1897
|
Швед Соломон Андре попытался долететь до Северного полюса на воздушном
шаре с острова Датский на Шпицбергене. Известно, что он достиг точки с координатами 82°56'
с.ш. 29°51' в.д., где пропал без вести. Только в 1930 году тела Андре и его спутников
были найдены на о.Белый.
|
1900 - 1901
|
Принц Луиджи Амадео, герцог Абруцкий, возглавлял экспедицию на Северный
полюс, которая прибыла на Землю Франца-Иосифа на судне "Стелла Поляре". Капитан Умберто
Каньи выступил на нартах из залива Теплиц и достиг точки с координатами 86°34'с.ш.
и 65°20'в.д., что на 22 мили превышало достижение Ф.Нансена.
|
1907 - 1909
|
Американец Фредерик Кук заявил о том, что достиг Северного полюса 21
апреля 1908 года, выступив с острова Аксель-Хейберг и проведя в Арктике около 14 месяцев.
|
1908 - 1909
|
Американец Роберт Пири объявил о том, что достиг Северного полюса
6 апреля 1909 года, выступив с судна "Рузвельт" в районе мыса Шеридан канадского о-ва
Элсмир.
|
1912 - 1914
|
Российская экспедиция на Северный полюс под руководством лейтенанта
Г.Седова. Во время попытки достичь Северного полюса Г.Седов умер на Земле Франца-Иосифа
и экспедиция вернулась.
|
1925
|
Р.Амундсен и Л.Элсуорт попытались долететь до Северного полюса со
Шпицбергена на двух гидросамолетах "Дорнье". Они достигли широты 87°43'с.ш.
|
1926
|
Трансполярный перелет на дирижабле "Норвегия" под руководством итльянца
Умберто Нобиле по маршруту: Шпицберген - Северный полюс - Теллер.
|
1928
|
Трагический полет дирижабля "Италия" под руководством
генерала Умберто Нобиле.
|
1937 - 1938
|
Первая советская дрейфующая станция "Северный полюс - 1" под
руководством И.Д.Папанина, была высажена советскими летчиками в районе Северного полюса.
|
1937
|
Трансарктические беспосадочные перелеты через Северный полюс
из Москвы в Северную Америку В.Чкалова и М.Громова.
|
1949
|
Первый в мире прыжок с парашютом, совершенный в точку Северного полюса советскими парашютистами и учеными В.Г.Воловичем и А.П.Медведевым.
|
1958 |
Американская подводная лодка "Наутилус" прошла без всплытия из Тихого
океана в Атлантический океан через Северный полюс.
|
1959 |
Американская подводная лодка "Скат" всплыла на Северном полюсе.
|
1962
|
Советская атомная подводная лодка "Советский Комсомолец" совершает автономный поход к Северному полюсу и всплывает в точке Северного полюса.
|
1968
|
Американец Ральф Плестед с командой из 4 человек успешно достиг
Северного полюса на "скиду", выступив с канадского о-ва Уорд Хант.
|
1968 - 1969
|
Уолли Херберт, майор Кен Хеджес, Аллан Джилл и Рой Кёрнер из британской
трансарктической экспедиции первыми в мире пересекли Ледовитый океан на собачьих упряжках
при поддержке с воздуха. Они стартовали с мыса Барроу на Аляске 21.02.1968, достигли
Северного полюса 5.04.1969 и высадились на одном из семи островов к северу от
Северо-Восточной Земли (Шпицберген) 29.05.1969.
|
1977
|
Первое в мире достижение Северного полюса советским атомным
ледоколом "Арктика".
|
1978
|
Японский путешественник Наоми Уэмура достиг на собачьей упряжке в
одиночку Северного полюса с мыса Колумбия (Канада).
Другая японская экспедиция в составе 10 человек, возглавляемая
Канешиге Икедой, также дошла до Северного полюса на собачьих упряжках.
|
1979
|
Семеро советских лыжников под руководством Д.Шпаро впервые в мире
достигли Северного полюса на лыжах, стартовав с о.Генриетты. Во время перехода
осуществлялась регулярная поддержка с использованием авиации.
|
1981 - 1982
|
Английская Трансглобальная экспедиция под руководством Ранульфа
Файнеса. Северный полюс был достигнут со стороны канадского о.Элсмир на мотонартах
"скиду". Движение по направлению к Шпицбергену проходило, в основном, в режиме дрейфа.
|
1988
|
Первый в мире трансарктический лыжный переход из России в Канаду через
точку Северного полюса, осуществленный Советско-Канадской командой в составе 13 человек
под руководством Д.Шпаро (СССР) и Ричарда Вебера (Канада) при поддержке авиации.
|
1987, 1989, 1990
|
Первые в мире лыжные экспедиции Экспедиционного Центра "Арктика" к Северному Полюсу без авиационной поддержки на маршруте.
В 1989 и 1990 полюс был успешно достигнут.
|
1994
|
Первые в мире автономные достижения Северного полюса на лыжах российской командой Экспедиционного Центра "Арктика" в составе 8 человек под
руководством В.Чукова и норвежского путешественника-одиночки Берга Оусланда.
Старт с мыса Арктического, архипелага Северная Земля (Россия).
|
1995
|
Первое в мире автономное достижение Северного полюса на лыжах и
самостоятельное возвращение на землю, осуществленные российским и канадским
путешественниками М.Малаховым и Р.Вебером, стартовавшими и финишировавшими на
канадском о.Уорд Хант.
|
1998
|
Первый в мире трансарктический автономный лыжный переход из России в
Канаду через точку Северного полюса, осуществленный российской командой Экспедиционного
Центра "Арктика" в составе 4 человек под руководством В.Чукова.
Маршрут: мыс Арктический, Северная Земля (Россия) - Северный полюс - о.Уорд Хант (Канада).
|
2002
|
Первый этап арктической кругосветной экспедиции "ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО", осуществленный командой Экспедиционного Центра "Арктика" на полноприводных 6-колесных вездеходах "Чукотка". Маршрут первого этапа: п-ов Ямал - п-ов Таймыр - устье р.Лены - устье р.Индигирки - устье р.Колымы - о.Айон - г.Певек.
|
2004
|
Второй этап арктической кругосветной экспедиции "ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО", осуществленный Экспедиционным Центром "Арктика" на новых моделях колесных вездеходов "Чукотка-2" и "Торос".Маршрут: п-ов Ямал - п-ов Таймыр - арх. Норденшельда - Карское море - арх. Северная Земля - пролив Вилькицкого - мыс.Челюскин - о.Диксон
|
2005
|
Полномасштабные испытания вездеходов в условиях дрейфующих льдов по программе 3-го этапа экспедиции «ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО». Маршрут: г.Воркута – Байдарацкая губа – п-ов Ямал – о. Белый – Обская губа – п-ов Явай – о.Сибирякова – пос. Диксон – Обская губа – пос. Ямбург – г. Новый Уренгой.
|
2007
|
Испытания модернизированных вездеходов по программе 2-го этапа экспедиции «Полярное Кольцо». Маршрут: п. Сосногорск – р.Печора – п/ст. Индига – Баренцево море – Печорское море – п-ов Югорский – о. Вайгач – п/ст. Болванский Нос – п. Амдерма – п.Каратайка – г. Воркута.
|
2007
|
Совершено первое в мире глубоководное погружение в точке Северного полюса на российских батискафах "Мир-1" и "Мир-2".
|