Экспедиционный центр "Арктика"
Главная | Экспедиции | Вездеходы | Фото и видео | Новости | Контакты |
О Центре | Публикации | Партнеры | Гостевая книга | English
Экспедиционный проект "Полярное кольцо"
О проекте
Схема маршрута
Первый этап
Второй этап
Текущий этап
Четвертый этап
Задачи экспедиции
Программа "ВТЭ"
Об организаторах
Участники
Немного истории >>>


Traсk 2011 online satellite navigation



Немного истории

История открытия, изучения и освоения Арктики своими корнями уходит далеко в дохристианский период. Известно, что еще в 320 году до н.э. Пифей, греческий колонист из Массилии (Марселя), совершая плавание вокруг Британских островов, пересек Северный полярный круг, тем самым став, очевидно, первым полярным исследователем.

Прошли тысячелетия, но человек по-прежнему стремится в высокие широты, проявляя чудеса настойчивости, изобретательности, выносливости и самоотверженности. Собачьи упряжки и самолеты, дирижабли и атомные ледоколы, подводные лодки и воздушные шары, лыжи и парашюты - далеко не полный перечень способов, предпринимавшихся ради того, чтобы оказаться в загадочной точке Северного полюса.

Сегодня, перед тем, как отправиться в уникальную по своим задачам полярную кругосветную экспедицию, в которой будут использованы наземные транспортные средства нашей собственной разработки, хочется оглянуться назад, вспомнить наших знаменитых, а порою и безвестных предшественников, отдавших достижению этой цели многие годы своей жизни, а порою и саму жизнь.


1893 - 1895
Фритьоф Нансен

Отто Нейман Свердруп

Норвежцы Ф.Нансен и О.Свердруп намеревались использовать дрейф арктических льдов для достижения Северного полюса на специально сконструированном судне "Фрам". После того, как их затерло льдами северо-западнее Новосибирских о-вов, они дрейфовали 35 месяцев, достигнув крайней северной точки с координатами 85°57' с.ш. и 67° в.д.

О.Свердруп вывел "Фрам" из ледового плена западнее Шпицбергена, в то время, как Ф.Нансен и лейтенант Йохансен попытались достичь полюса по льду, двигаясь на собачьих упряжках и на лыжах.

Достигнув точки с координатами 86°14' с.ш. и 98°в.д. Нансен принял решение возвращаться на юг, в направлении Земли Франца-Иосифа.

1897
Соломон Август Андре

Швед Соломон Андре попытался долететь до Северного полюса на воздушном шаре с острова Датский на Шпицбергене. Известно, что он достиг точки с координатами 82°56' с.ш. 29°51' в.д., где пропал без вести. Только в 1930 году тела Андре и его спутников были найдены на о.Белый.

1900 - 1901
Принц Луиджи Амадео

Принц Луиджи Амадео, герцог Абруцкий, возглавлял экспедицию на Северный полюс, которая прибыла на Землю Франца-Иосифа на судне "Стелла Поляре". Капитан Умберто Каньи выступил на нартах из залива Теплиц и достиг точки с координатами 86°34'с.ш. и 65°20'в.д., что на 22 мили превышало достижение Ф.Нансена.

1907 - 1909
Фредерик Кук

Американец Фредерик Кук заявил о том, что достиг Северного полюса 21 апреля 1908 года, выступив с острова Аксель-Хейберг и проведя в Арктике около 14 месяцев.

1908 - 1909
Роберт Пири

Американец Роберт Пири объявил о том, что достиг Северного полюса 6 апреля 1909 года, выступив с судна "Рузвельт" в районе мыса Шеридан канадского о-ва Элсмир.

1912 - 1914
Георгий Яковлевич Седов

Российская экспедиция на Северный полюс под руководством лейтенанта Г.Седова. Во время попытки достичь Северного полюса Г.Седов умер на Земле Франца-Иосифа и экспедиция вернулась.

1925
Руал Амундсен

Р.Амундсен и Л.Элсуорт попытались долететь до Северного полюса со Шпицбергена на двух гидросамолетах "Дорнье". Они достигли широты 87°43'с.ш.
Линкольн Элсуорт Амундсен и Элсуорт

1926
Умберто Нобиле

Трансполярный перелет на дирижабле "Норвегия" под руководством итльянца Умберто Нобиле по маршруту: Шпицберген - Северный полюс - Теллер.

1928
Дирижабль Италия

Трагический полет дирижабля "Италия" под руководством генерала Умберто Нобиле.

1937 - 1938
Папанинцы

Первая советская дрейфующая станция "Северный полюс - 1" под руководством И.Д.Папанина, была высажена советскими летчиками в районе Северного полюса.

1937 Беляков, Чкалов, Байдуков

Громов

Трансарктические беспосадочные перелеты через Северный полюс из Москвы в Северную Америку В.Чкалова и М.Громова.

1949
Андрей Медведев и Виталий Волович

Первый в мире прыжок с парашютом, совершенный в точку Северного полюса советскими парашютистами и учеными В.Г.Воловичем и А.П.Медведевым.

1958

Американская подводная лодка "Наутилус" прошла без всплытия из Тихого океана в Атлантический океан через Северный полюс.

1959

Американская подводная лодка "Скат" всплыла на Северном полюсе.

1962
Подводная лодка Советский Комсомолец

Советская атомная подводная лодка "Советский Комсомолец" совершает автономный поход к Северному полюсу и всплывает в точке Северного полюса.

1968
Ральф Плестед

Американец Ральф Плестед с командой из 4 человек успешно достиг Северного полюса на "скиду", выступив с канадского о-ва Уорд Хант.

1968 - 1969
Уолли Херберт

Уолли Херберт

Уолли Херберт, майор Кен Хеджес, Аллан Джилл и Рой Кёрнер из британской трансарктической экспедиции первыми в мире пересекли Ледовитый океан на собачьих упряжках при поддержке с воздуха. Они стартовали с мыса Барроу на Аляске 21.02.1968, достигли Северного полюса 5.04.1969 и высадились на одном из семи островов к северу от Северо-Восточной Земли (Шпицберген) 29.05.1969.

1977
Атомный ледокол Арктика

Первое в мире достижение Северного полюса советским атомным ледоколом "Арктика".

1978
Наоми Уэмура

Японский путешественник Наоми Уэмура достиг на собачьей упряжке в одиночку Северного полюса с мыса Колумбия (Канада).

Другая японская экспедиция в составе 10 человек, возглавляемая Канешиге Икедой, также дошла до Северного полюса на собачьих упряжках.

1979
Команда Дмитрия Шпаро

Семеро советских лыжников под руководством Д.Шпаро впервые в мире достигли Северного полюса на лыжах, стартовав с о.Генриетты. Во время перехода осуществлялась регулярная поддержка с использованием авиации.

1981 - 1982

Английская Трансглобальная экспедиция под руководством Ранульфа Файнеса. Северный полюс был достигнут со стороны канадского о.Элсмир на мотонартах "скиду". Движение по направлению к Шпицбергену проходило, в основном, в режиме дрейфа.

1988
Команда Дмитрия Шпаро

Первый в мире трансарктический лыжный переход из России в Канаду через точку Северного полюса, осуществленный Советско-Канадской командой в составе 13 человек под руководством Д.Шпаро (СССР) и Ричарда Вебера (Канада) при поддержке авиации.

1987, 1989, 1990
Чуков В.С.

Первые в мире лыжные экспедиции Экспедиционного Центра "Арктика" к Северному Полюсу без авиационной поддержки на маршруте.

В 1989 и 1990 полюс был успешно достигнут.

1994
Арктика

Первые в мире автономные достижения Северного полюса на лыжах российской командой Экспедиционного Центра "Арктика" в составе 8 человек под руководством В.Чукова и норвежского путешественника-одиночки Берга Оусланда. Старт с мыса Арктического, архипелага Северная Земля (Россия).

1995
Михаил Малахов и Ричард Вебер
Михаил Малахов
Ричард Вебер

Первое в мире автономное достижение Северного полюса на лыжах и самостоятельное возвращение на землю, осуществленные российским и канадским путешественниками М.Малаховым и Р.Вебером, стартовавшими и финишировавшими на канадском о.Уорд Хант.

1998

Первый в мире трансарктический автономный лыжный переход из России в Канаду через точку Северного полюса, осуществленный российской командой Экспедиционного Центра "Арктика" в составе 4 человек под руководством В.Чукова. Маршрут: мыс Арктический, Северная Земля (Россия) - Северный полюс - о.Уорд Хант (Канада).

2002
Вездеход

Первый этап арктической кругосветной экспедиции "ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО", осуществленный командой Экспедиционного Центра "Арктика" на полноприводных 6-колесных вездеходах "Чукотка". Маршрут первого этапа: п-ов Ямал - п-ов Таймыр - устье р.Лены - устье р.Индигирки - устье р.Колымы - о.Айон - г.Певек.

2004

Второй этап арктической кругосветной экспедиции "ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО", осуществленный Экспедиционным Центром "Арктика" на новых моделях колесных вездеходов "Чукотка-2" и "Торос".Маршрут: п-ов Ямал - п-ов Таймыр - арх. Норденшельда - Карское море - арх. Северная Земля - пролив Вилькицкого - мыс.Челюскин - о.Диксон

2005

Полномасштабные испытания вездеходов в условиях дрейфующих льдов по программе 3-го этапа экспедиции «ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО». Маршрут: г.Воркута – Байдарацкая губа – п-ов Ямал – о. Белый – Обская губа – п-ов Явай – о.Сибирякова – пос. Диксон – Обская губа – пос. Ямбург – г. Новый Уренгой.

2007

Испытания модернизированных вездеходов по программе 2-го этапа экспедиции «Полярное Кольцо». Маршрут: п. Сосногорск – р.Печора – п/ст. Индига – Баренцево море – Печорское море – п-ов Югорский – о. Вайгач – п/ст. Болванский Нос – п. Амдерма – п.Каратайка – г. Воркута.

2007

Совершено первое в мире глубоководное погружение в точке Северного полюса на российских батискафах "Мир-1" и "Мир-2".



Главная | Экспедиции | Вездеходы | Фото и видео | Новости | Контакты |
О Центре | Публикации | Партнеры | Гостевая книга | English
Дизайн и хостинг:
Vinchi Group
www.vinchi.ru
Экстремальный портал VVV.RU   Рейтинг@Mail.ru   © 2000 Экспедиционный центр
"Арктика"

www.ec-arctic.ru