Главная | Экспедиции | Вездеходы | Фото и видео | Новости | Контакты |
О Центре | Публикации | Спонсоры | Гостевая книга | English
\"\"

"Другие берега"

"Вертикальный мир", зима 98/99, № 11, стр. 46-53

"Страх может подавить человека. По-моему, нигде это чувство не проявляется с такой силой, как в Арктике. Знаете ли вы, каково приходится людям там, за островами Ян-Майен и Медвежьим, в февральскую ночь? Это тяжелая, мучительная борьба, каждая ваша мозговая клетка напряжена до предела... Вы находитесь как бы на грани сумасшествия. Постоянно. Постоянно... Знакомо ли вам это."

Ол Маклин, с линкора ЕгоВеличества "Улисс"



Твоя планета отсюда кажется конструктором. Она вращается в космической стуже, уставая от заданного при рождении ритма, и ты вместе с ней, здесь - на паковой кромке, совсем рядом с тем местом, откуда сползли миллионы лет назад материковые плиты.

Человек стремился к полюсу мира всегда - просто когда-то северную вершину планеты ему заменяли другие вершины, и он довольствовался малым. Когда полюс был уже совсем близко, о людях, умерших на подступах к нему, сложили легенды и написали десятки книг. Миллионы людей спрашивали потом: что же влекло их туда?

"...Вы спрашиваете меня, что обуславливает исступленную жажду достижения вершины - вершины мира, вершины планеты... Простота. Кристальная простота движения. Только ты, цель и дорога между вами. И лишь раз в жизни ты испытаешь подобное ощущение. Простота движения, которому нет альтернативы и которое - моя душа, я сам и мир вокруг меня'' (Генрих Харер, из бесед с Далай-Ламой. Лхаса, Тибет. 1938 год).

Два материка и полюс между ними. Просто путь. О нем мечтали больше века. С одного берега человек смотрел вдаль и удивлялся: вот же, вот они, там, в белой мгле, в мире, собираемом заново солнцем в одно мгновение. Вот же они, Другие Берега.


Солнце тут не восходит, растягивая улыбку горизонта, и не заходит, растворяя ее во тьме. Солнце просто разбирает старый мир и мгновенно собирает мир новый. Когда белая мгла здесь умирает, тебе кажется, что окружающее нарисовано лезвием скальпеля: грани изящны и холодны, но если ты их тронешь, картина рассыплется по линии разрезов. И снова будет день. Всего несколько месяцев белого света... Выйдя на арктический берег, споткнешься о заледенелые камни, где-то по руке скользнет мох... И треск льда - знакомый и страшный.

На пути к полюсу разбивались дирижабли, тонули мотонарты, гибли сотни собачьих упряжек, а люди обмораживались до такого состояния, что пальцы рук и ног от случайного прикосновения рассыпались черным пеплом.

Создавались и испытывались хитрые снегоступы и лыжи-великаны. Совершенствовалась обувь. Руаль Амундсен изобрел прототип современной каркасной палатки и впервые изготовил в палатке вход популярный и поныне...

В 1906-м в маленьким деревянном домике на берегу у островов Королевы Елизаветы американский адмирал Пири, закинув на стол ноги в унтах, пускал в журналистов клубы сигарного дыма: - Не волнуйтесь! "Нью-Йорк тайме" называет меня героем... Это их дело! Что мне нужно, чтобы дойти туда? Мешок чужих ошибок, в котором я с удовольствием покопаюсь... чуть позже! Что, не геройски звучит? Ждать и изучать - и ты победил. На полюсе больше не в цене дешевый героизм. Пейте виски и пишите в теплых редакциях, что мы - ждем! И нам не стыдно...

Через три года он возникнет из белой мглы у берегов Канады - призрак оттуда - и заявит миру, что полюс им достигнут.

Девять десятков лет спустя о правдивости этого все еще спорят те, кто отдал исследованиям полюсов свою жизнь, те, кто разбросан по научным станциям Северной Земли или Земли Королевы Мод...

А тогда в задрипанных кабачках Нордкапа молодые небритые мальчики в грубых свитерах, обнявшись, распевали хором:

Запотевший стакан
полыньи,
В одинокой пурге -
одинокий след,
Жди, я вернусь к тебе...
Жди!

Сикорский уже давно бежал из Советов в Штаты, и ушлые янки подначивали замерзших европейских полярников:

- Этот чертов русский клепает машины, как бутылки... Покупайте вертолеты в ящиках, мы доставим их вам под ваши обмороженные носы и соберем на месте... Дорогу к полюсу и дальше до Канады можно утыкать забросками... Двигайтесь сквозь рестораны - это современно!

- Покорно благодарим, - доносилось из норвежского Тромсе, - ваши тарахтелки стоят столько, что впору ставить туда золотые унитазы... Мы будем пробиваться на своих двух - хоть тушкой, хоть чучелком! А те ребята, что спрашивали о ваших вертолетах? Вы опоздали - они не вернулись!

Не вернулись...

Не вернулись...

Кресты ставили у самой кромки льдов, и за зиму ветры отполировывали их до зеркального блеска.

В мире был полярный бум. Но Другие Берега оставались недосягаемыми...

Главное - делайте все с увлечением,
это страшно украшает жизнь.
Лев Ландау

Из хлама, оставшегося на Севере после ленд-лизовских конвоев, какие-то ребята все еще собирали чудовищные мотонарты, аэромобили и транспортные сани и рвались на этом туда. Но достичь цели автономно - казалось безумием.

Вдумайтесь: Нил и Баз уже гуляли по Луне, на атоллах была испытана водородная бомба, скоро будет сделана первая операция по пересадке человеку сердца. Уже спасли экипаж Аполлона-13: из глубин космоса, в полуразбитом корабле, астронавтов довели благополучно до Тихого океана. Через несколько лет телескоп Хаббл даст миру первые снимки глубин Вселенной.

Но ни одно существо на Земле не смогло достичь автономно Северного полюса. Спецы в NASA и на Байконуре, глядя, как полярники растаскивают упакованные космические пайки и аптечки, смеялись:

- Это безумие! Мы лучше слетаем в космос и сожрем это там! Неужели кто-то считает, что реально - пройти автономно от материка к материку или хотя бы туда! Но мы поможем - не зря же пуляемся спутниками... Если что - включайте маяк!

...Облик экспедиции, которая - а все верили, что когда-нибудь это случится! - дойдет автономно до полюса и, возможно, дальше, в Канаду, был ясен. Движение - только на широких лыжах. Специальная одежда. Высокий стартовый вес снаряжения. Груз - рюкзак плюс специальные сани. Запасные лыжи, запасные палки. Топливо - бензин. Пух - вряд ли, скорее, синтетические утеплители. Хорошая рация - в смысле, легкая и надежная. Спутниковый навигатор и система спасения. Специальные рационы. Прекрасная физическая подготовка, акклиматизация на Севере. Минипараплан (около 12 квадратов), выпускаемый перед лыжником и тянущий его за собой, - да, возможно, но на Севере прямых участков мало, эта штука для Антарктиды...

Даже при регулярных подбросах с самолетов снаряги и топлива лыжная экспедиция "Комсомолки" всемером достигает полюса лишь в 1979 году.

В 86-м Жан Луи Этьен, уворачиваясь от падавших с неба забросок, доходит до полюса в одиночку.

В 88-м советский "Полярный мост" при регулярных авиасбросах проходит от берегов России до Канады. Ребята признавались честно:

- Пух...синтепон... Да хоть вата! Аэроплан прилетел - намокшую пуховку выкидываешь, переодеваешься в сухое. Жратва, бензин... Иначе - труба!

Летчики переживали:

- Только зайдешь на точку сброса, бац - поземка! И ни хрена не видно! Того и гляди, прибьешь, сердечных!

И вот как-то, в конце восьмидесятых, высокое партийное начальство позвонило со Старой площади:

- Вы там, ........ совсем........ что ли? Это что у вас там за полковник на полюс ломится? У нас при социализме в каждом секторе - по герою! А место героя на полюсе уже занято, или вы там "Правду" не читаете?! Для советских офицеров существуют прекрасные дома отдыха и санатории!

Полковником, которого не хотели пускать на вершину мира, был Владимир Семенович Чуков. Тогда еще - НЕ действительный член Русского географического общества, НЕ член Клуба исследователей (США), НЕ президент экспедиционного центра "Арктики", НЕ мастер спорта международного класса. Тогда, в 89-м, Чуков предпринял лишь первую попытку дойти до полюса автономно. Шестерых участников экспедиции в тот раз пришлось эвакуировать.

В 90-м в автономную гонку вступает норвежец Борге Оусланд, через два года - канадец Ричард Вебер и наш Михаил Малахов. А еще через два года в Арктике поселяется упорный японец Мицуро Обо - в 97-м после трех неудач он при поддержке авиации в одиночку пройдет от берегов России через полюс и далее - в Канаду. Англичане Роналф Файнесс и Майк Страуд будут стартовать к полюсу четырежды, без авиации. Четырежды - ни с чем - они вернутся назад. Автономного успеха не было.

Век клонился к закату.

А по традиции, когда нужно изобрести нечто гениальное или совершить подвиг, мир обращает взоры на русских.

Успех зависит от соблюдения
двух условий: правильности
установления конечной цели
и отыскания соответственных
средств, к цели ведущих.
Аристотель

Экспедиции Чуков проводил в альпийском стиле, автономно. В советские времена "крыши" вроде Политбюро или "Комсомолки" у него не было, процентов на 80 бюджет походов состоял из отпускных денег участников, и выглядело все на фоне просто-таки "гагаринских" восторгов вокруг Шпаро достаточно скромно. Нескромными были лишь результаты: профессионалам было понятно, что накапливаемый опыт именно автономного движения для группы - бесценен. В 1994 году участники группы "Арктика" достигают Полюса автономно: Иван Кужеливсккй, Борис Малышев, Виктор Русский, Василий Рыжков, Валерий Таякин, Виктор Шарнин и Иван Ялин под руководством Владимира Чукова - на крыше мира...

После трех удачных экспедиций Чуков разрабатывает программу "Полярный экстремум" и заявляет, что сквозное автономное прохождение маршрута Россия - Северный полюс - Канада возможно и его команда предпримет попытку такого прохождения весной 1998 года. Проект поддержан американским Клубом исследователей, Туром Хейердалом (Норвегия), Эдмундом Хиллари (Новая Зеландия), "полярным политиком" Артуром Чилингаровым, Ассоциацией полярников России... Все ли они - и прежде всего сами участники - верили, в реальность предстоящего?

"Сказать, что на старте и до него вся экспедиция, как один... и не далек тот час.... - значит слукавить, - заявил после перехода Чуков. - Нам предстояло то, чего никто на земле пока сделать не мог, и гадать было бессмысленно... Обсуждали ли мы возможный исход между собой? Нет... Каждый отдавал себе отчет, что и как может произойти там"...

Кто же вышел на старт экспедиции 23 февраля 1998 года на острове Комсомолец архипелага Северная Земля при минус пятидесяти?

Как издание, немного знакомое с экспедиционным бытом, мы публикуем полный список тех, кто составил команду и службу радиообеспечения перехода: без радистов, четыре месяца просидевших на краю материка в готовности каждую минуту прийти группе на помощь, успех был бы маловероятен.

Сергей Гордиенко, представитель Украины, поначалу тоже был в маршрутной группе, но украинское правительство решило, что бодяга с паспортом и визой им важнее, нежели престиж страны: документы в срок готовы не были, и уже в Хатанге, практически перед выходом на лед, стало ясно, что Гордиенко в Канаду не впустят. Все обещания МИДа Украины, мэра Днепропетровска, разных фирм превратились в груду факсовой бумаги.

Пытались ли заранее примкнуть к группе Чукова другие именитые полярники - канадцы, англичане, норвежцы, американцы?

Нет. На этом уровне никто в чужой монастырь не лезет. Международное полярное сообщество приготовилась ждать.

Было 23 февраля 1998 года.

Что такое минус 50 на острове Средний? Холодно, холодно, читатель! Впереди - с учетом дрейфа, извилистого пути, петель - 3,5 тысячи километров до Канады. По прямой - чуть меньше двух тысяч километров, и вот они, Другие Берега...

И представьте - они дошли!

Задачу необходимо расчленить
на столько частей, на сколько
потребуется, чтобы вам было
легко ее решить.
Декарт

Полярный опыт, физическая выносливость, погода, хорошее снаряжение... Погоду делает небесная канцелярия, опыт и выносливость не ограждают от синдрома Паркинсона; правда, все участники были действительно здоровы (в подобных условиях обостряются даже незначительные заболевания, не говоря уж о серьезных; так, в 1987 году прямо во время экспедиции скончался Юрий Подрядчиков - от прободной язвы. Вызывали самолет, эвакуировали Юру на Большую землю... Не довезли).

Психология - ну, с этим всегда неоднозначно. "Таких уж длительных конфликтов в группе не было, - признался Чуков. - Ну, кто-то чего-то не так сделал, на секунду подумаешь: эх, отведу тебя сейчас за торос и там грохну! - но только на секунду. Работы много, на эмоции времени мало".

А вот снаряжение - штука конкретная, и отобрано оно было весьма тщательно.


В эру машин прижаться горячим лбом к ледяной крышке планеты, слушая, как бьется ее сердце - стало немодным. Массовый интерес схлынул, и в борьбу за последний полярный супермаршрут XX века вступили профессионалы: пересечь Северный Ледовитый океан в естественных границах, то есть пройти от побережья к побережью в абсолютно автономном режиме, без вертолетной поддержки, мотонарт, без собачьих упряжек и без предварительных забросок снаряжения и продуктов с воздуха - вот задача, которая так и оставалась нерешенной.

Радиосвязь обеспечивал простой армейский "Северок" (Чуков получил пару комплектов еще году в 87-м), простой, легкий и надежный передатчик. Несколько лет назад испытывали литиевые батареи к нему - отказались, перешли на обычные батарейки, они дают максимальную мощность сразу и потом, по мере выбрасывания, облегчается груз. Ориентация - спутниковая система глобального определения координат GPS. Лыжи - старая знакомая марка "Бескид", правда, сделанные на заказ в Мукачево. Палки - особой конструкции: в наконечник впаян волосок из высоколегированной стали; по мере использования они самозатачиваются. Удобоваримого по соотношению калорийность/вес питания в отечестве не нашлось, и заказали его в той самой австрийской фирме Rail. "Верное и принципиально важное решение, - скажет мне потом Чуков.

- Не надо было мудрить, чего-то выдумывать, на готовке существенно экономили топливо. Здорово!". Путешественники всего мира стоят в Rail в очереди, как в продуктовом магазине - правда, по записи на несколько месяцев вперед, готовые заплатить за эти харчи безумные деньги. В той очереди запросто можно поболтать с Райнхольдом Месснером, Роналфом Файнессом, Оусландом ... Палатка - проверенная конструкция с тремя внутренними отсеками (в последний, спальный, попадаешь, уже стряхнув с себя весь снег), разрабатывалась она, кстати, три года. Основной груз тащили за собой на специальных санях, по стоимости приближающихся к современному автомобилю (в конструкции использованы кевлар, углепластики и прочие космические недосягаемости, а фторопластовые полозья заказывали специально в Норвегии); сани не тонули при попадании в полынью. Одежда - разговор особый. При минус 50 по Цельсию, высокой влажности и ветре до 20 метров в секунду (причем не важно, вместе все это или порознь) никакой пух или мех не спасет. Решили изготовить штаны, куртки и спальники с утеплителем Thinsulate ЗМ - и не ошиблись. Бензиновые примуса, топлива - по 150 граммов в день на человека, причем был значительный запас, если бы пришлось экономить (в итоге пришлось, на подходе к Канаде); на старте было три примуса, но один, резервный, позже оставили...

Владимир Чуков Петр Валушияк

Маршрутная группа
1.Владимир Чуков (Россия, Москва)
- руководитель экспедиции,
2. Петр Валушияк
(Словакия, Братислава) - фотооператор,
3. Валерий Коханов
(Россия, Красноярск) - врач,
4. Иван Кужеливский
(Россия, Томск) - кинооператор.

Радиообеспечение:
Москва: Олег Кажарский, начальник радиослужбы;
Алексей Зиновьев, начальник базовой радиостанции.
Остров Средний (архипелаг Северная Земля):
Сергей Кузькин, начальник базовой радиостанции;
Николай Мясников, радист.
Остров Хейса (Земля Франца-Иосифа):
Николай Поваляев,
Вячеслав Васильков, радисты ГМО имени Кренкеля.

Валерий Коханов Иван Кужеливский

Когда команда стартовала с мыса Арктический, масса груза на человека равнялась 200 килограммам - в санях и рюкзаке. Месяцем позже часть груза - двое саней, в одних из которых было дней на 20 продуктов, - группа потеряла. "Началось сильное торошение, -рассказывал Чуков, - к самому концу дня, когда все уже вымотались... Мы прыгнули, успели одни сани уцепить, но два груза без риска для жизни спасти было уже невозможно. Я сказал: бросьте, ребята, черт с ними...".

Но это было потом. А вначале, до полюса, до того момента, когда их обнаружил американский разведчик слежения за подлодками, до того, как на прямой уже мерещилась Канада, Другие Берега - с огромными полями воды и льда под ногами, - до этого главным врагом экспедиции был дрейф. Дрейф, сводивший на нет все усилия группы - и сотен других групп за всю историю покорения полюса. Движение льда, уносившее ребят практически к той же точке, откуда они начинали свой путь утром.

- Как дела? - переспрашивали наблюдатели в Москве. - Нормально... То есть как это нормально? Хреново! Живы, но их сносит... сносит обратно!

Шли по 10,12,14 часов в сутки. Дрейф группы упорно пытался прекратить громадный белый медведь, норовя съесть участников. Ребята предпочли дрейфовать дальше и, когда белый уже обнаглел и рвал когтями палатку, решили заорать - и заорали на все 5 тысяч суточных калорий. Эффект дикого крика заледенелых небритых мужиков подкрепленный фотовспышкой вышел разительный: хозяин льдов позорно бежал...

Сложно, не испытав на своей шкуре ледяных ветров и зыбкого льда полыньи, живописать неимоверные трудности путешествия там; вероятно, то же испытываешь, пытаясь описать рюмку: штука простая, чертыхаешься, а - не можешь... Полярники тоже народ немногословный. "Вкратце это выглядит так, - рассказывал Чуков. - До Полюса на отрицательный эффект дрейфа всей ледовой массы накладывались и сложности нашей маршрутной нитки: большие поля воды, торошение, которое надо было обходить... Да иногда конца-края не видно, непонятно, как обогнуть этот участок. Стандартный прием - сесть и ждать, пока замерзнет какой-нибудь мостик в самом узком месте. Ты сидишь, дрейф идет... естественно, не в том направлении, которое нам нужно. К счастью, в этот раз пришлось всего раза два или три ждать замерзания, и не по двое суток, а часа четыре... или шесть... Потом, встречаются огромные каналы вроде рек, и ты выбираешь - левым берегом ? Правым ?..."

Ошибки там стоят дорого. Сколько экспедиций пропало в лабиринтах полыней!

"Под ногами все живое, постоянно менялось, - вспоминал Чуков. - Это совершенно иной характер пути, нежели до полюса... Отдельные куски льда в водяной каше то сплачивались и быстро смерзались, то опора разъезжалась прямо у тебя под лыжами. Направление ветра, в свою очередь, меняет путь более крупных ледяных платформ, они наезжают друг на друга, поверх разбегается ледяная вода... Мы переставали уже выбирать "сухой путь", это было бессмысленно и вело лишь к потере времени... А потом все сухое вообще кончилось. Теряешь почву под ногами, все проваливается. Пару-тройку раз попадали в настоящие ловушки: идешь-идешь, льды-льды, впереди огромное надежное поле, и вдруг - не пройти...".

Северный полюс был достигнут на 75-й день после старта. Поставили палатку, завалились. Дно внутри палатки застилали пенополиэтиленом от борта до борта: когда вымотаешься, особо не разбираешь, и хочется, чтоб вот ты рухнул - а под тобой тепло и мягко...

Двое саней, потерянных в торошении, и их содержимое - продукты - были возмещены. Их подбросили на вертолете, то есть авиаконтакт был, и никто этого не отрицает. Можно долго обсуждать, нарушило ли это принцип автономности и если да, то в какой мере. Скажем одно: группа Чукова получила с тем экстренным рейсом ровно столько, сколько потеряла - грамм в грамм. "Потеря груза - это ЧП, случай, стечение обстоятельств... Вы хотите избежать этого? Честно, я буду очень рад, - признавался потом Чуков, - если кому-то это удастся. Мы не скрываем, мы восполнили груз продовольствия. Но именно восполнили, а не пополнили. Это принципиальная разница..."

С полюса казалось, что канадский Уорд Хант уже близко.

Предстоящее - было неведомо. Сорок три дня борьбы со льдом и водой до Других Берегов...

Сложно назвать дорогой, лыжней или как-то еще Нечто, по чему они двигались вниз по земному шарику; единственное, что могло радовать, - на фотографиях, наверное, это будет выглядеть здорово. Кристаллы, узоры на пленке льда, разводья воды...

На подходе к Канаде каждый участник потерял в среднем 10-12 килограммов собственного веса. "Казалось, рядом лишь оболочка от человека, - делились впечатлениями встречавшие группу Чукова в Канаде. - Реакция, ориентация - все сбито... Эти люди действительно выложились полностью".

Все рационы давно были ужаты вдвое - еда, бензин... Не было ни пути назад, ни реальной возможности, случись тут ЧП, снять группу с муршрута: на зыбкое поле воды и льда авиация не сядет. Когда Другие Берега появились в зоне прямой видимости - никакого марш-броска, никакой спешки... Аккуратно, выбирая путь между торосами, подошли к кромке льда. На берегу поставили палатку - и спать... Проблемы эвакуации, встречи на материке - все завтра, завтра!.

Вряд ли они сами до конца сознавали, что именно им удалось сделать. Было не до этого.

Но кому в мире было до этого? Ответом и послужит заключение нашего рассказа - грустное заключение. Ибо наша страна последнюю полярную эпопею XX века практически не заметила. Почему?

Вряд ли стоит объяснять, что деньги - не единственное, что отторгает выдающееся от обыденного. Скорее, даже и не самое главное. Да, современная экспедиция в Арктике стоит недешево. Да, есть люди, способные аккумулировать эту сумму - за счет спонсоров, личных контактов, кредитов и прочее. Но в современной России экстраординарный успех - любой - непопулярен. Тем более в такой узкоспециальной сфере, как Арктика. Государство занято само собой. И успех человека, по сути, только его успех. "Все, что я сейчас имею, - признался Чуков после перехода, - это масса фотосъемки и фильм. И будет обидно, если к этому материалу опять первыми проявят интерес западные СМИ. Что-либо сделать у нас - трудно невероятно"...

Второй этап программы полярного лыжника Владимира Чукова и его команды - автономная трансконтинентальная экспедиция в Антарктиде. Автономно.

Установленный экспедицией рекорд в Арктике не будет, вероятно, побит до конца столетия.

Немногие решатся выйти на старт.

Это очень тяжелое и опасное дело - коснуться кончиками полуразбитых лыж Другого Берега...

Руслан Аралов
съемка из материалов экспедиции.



Главная | Экспедиции | Вездеходы | Фото и видео | Новости | Контакты |
О Центре | Публикации | Партнеры | Гостевая книга | English
Дизайн и хостинг:
Vinchi Group
www.vinchi.ru
Рейтинг@Mail.ru   Экстремальный портал VVV.RU   © 2000 Экспедиционный центр
"Арктика"

www.ec-arctic.ru