Главная | Экспедиции | Вездеходы | Фото и видео | Новости | Контакты |
О Центре | Публикации | Спонсоры | Гостевая книга | English
\"\"

"Десант на полюс"

Landing on the North Pole

"Гражданская защита", 1996, №1, стр. 41-42

Андрей Рожков,
Спасатель международного класса

Фото автора и Александра Бомзы

"На дрейфующей станции в районе Северного полюса произошел пожар на энергетическом блоке. Персонал станции остался без теплового и энергетического снабжения. Имеются пострадавшие с ожогами третьей степени. Срочно требуется эвакуировать пострадавших, оказать им первую помощь, забросить мобильные тепло- и энергосистемы, отправить часть персонала на остров Средний…"

"The power block of a drifting research station in the vicinity of the North Pole caught on fire leaving the station without warmth and electric energy. There are severely burnt among the personnel."
That was not a real mayday call, but the scenario of Russian EMERCOM and the Arktika expedition centre's joint emergency training exercise on the North Pole, organized in April 1995. Two groups of parachute jumpers from the Central Airmobile Rescue Squad and the Leader special squad landed on the accident site, less than 70 yards from the Pole, unfolding a mobile hospital, helping the "victims" and then evacuating them to the mainland. At the same time the rescuers' ability to cover large distances on foot in the harsh Arctic conditions was tested: for example, the ice fields were constantly drifting and the group of EMERCOM's officers playing the role of the "victims", having drifted 80 kilometres from the Pole during one night, had to return to the "accident site" on skis.

Север всегда сурово обходился с человеком. Осваивая ледяные просторы Арктики и Антарктики, первопроходцы приобретали навыки действий, овладевали "методикой выживания" в экстремальных условиях - низкая температура, полярная ночь, ураганные леденящие ветры… Постепенно был накоплен опыт работы и жизни на дрейфующих льдах сотрудниками полярных станций. Ну а как действовать при спасательных операциях, когда нужна экстренная помощь тем же зимовщикам, зажатому льдами судну, потерявшемуся в труднодоступных районах Арктики и Антарктики экипажу самолета? Ответы на эти вопросы должно было дать специальное учение, проведенное МЧС России в районе Центрального арктического бассейна. Ведь по положению именно такие задачи возложены на Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас). Конечно, справиться с ними без всесторонней подготовки просто немыслимо. Упомянутое учение и призвано было показать над чем следует работать, какие проблемы устранить, что изменить в экипировке и снаряжении спасателей, как эвакуировать пострадавших из районов ЧС. И лучшим полигоном для испытания людей и техники стал Северный полюс…

Как же разворачивались события, "заложенные" в замысле учения? Сначала сформировали нашу первую группу, в состав которой помимо спасателей и сотрудников служб инженерной и связи Центроспаса вошли специалисты экспедиционного центра "Арктика" во главе с Владимиром Чуковым. Команда его, как говорится, "прошла огонь и воду" на Севере. Эти крепкие парни выполняли роль наших инструкторов, помощников, так как опыта переходов по дрейфующим льдам у нас практически не было. А ведь именно нашей группе, которую, кстати, в радиограммах официально именовали "группой розыгрыша", предстояло на первом этапе учения оборудовать промежуточные базы для эвакуации и безопасности участников учения, достичь Северного полюса. После этого нам следовало вычислить дрейф и подать сигнал бедствия. Вступит "в игру" система реагирования на катастрофы, и нас начнут спасать. Словом, модель реальной ситуации, когда несколько лет назад на антарктической станции "Восток" сгорела энергетическая установка...

Походный лагерь спасателей МЧС России на Северном Полюсе.

Итак, наша группа вылетела в Хатангу 12 апреля. Тем же рейсом туда отправились упоминавшиеся выше инженеры и радисты. Они наладили устойчивую связь с Большой землей, используя самые современные средства, включая космическую связь. Для подстраховки в районе временного ледового аэродрома, который всего за два часа соорудили специалисты Хатангского авиаотряда в 100 км от Северного полюса, оборудовали "теплый" лагерь, применив пневмокаркасные модули. Наш Ан-74 удачно совершил здесь посадку. Теперь очередь за вертолетчиками - они доставят нас на "макушку" Земли. Все происходит как-то по-будничному. Подходит к нам крепыш в огромном лисьем треухе. "Вон в тот борт грузитесь," - показывает на винтокрылую машину - "А когда полетим?" - "Погрузитесь - и полетим" - спокойно отвечает нам, - "Так время по-хатангскому "меридиану" уже 2 часа ночи!" - "Э, дорогой, мы работаем, пока солнце висит, а висит оно здесь по полгода..." И когда мы плотно набиваемся в промороженный вертолет, этот человек оказывается первым пилотом, лукаво улыбается, вселяя во всех нас оптимизм.


Все необходимое тоже с нами. Минут сорок летим над торосами. Потом легкий толчок - все, рейс окончен. Быстрая, но без суеты разгрузка, потом передышка. Экипаж вскоре улетает, оставив нас один на один с белым безмолвием. Даже не верится, что мы на Северном полюсе! Действительно, "север не крайний, а бескрайний", как пел в своих песнях Кола Бельды. Честно говоря, охватывает не только чувство радости, но гордость. Еще бы, - сейчас наша группа "выше всех" на планете. Специальный портативный прибор, с точностью до 15 м фиксирующий местонахождение объекта в любой точке Земли, бесстрастно свидетельствует: до полюса всего 200 м. Вот это да! Быстро ставим палатки, ведь погода в Арктике меняется буквально за минуты. Конечно, сон сразу не приходит, слишком много впечатлений, велик эмоциональный подъем у всех участников такого знаменательного события. А потом и "на собственной шкуре" испытали коварство этого сурового края. За ночь группу дрейфом унесло от полюса, ни много ни мало, аж на 8 км. Иными словами, за каждый час нас на 300 м "оттаскивало" от вершины планеты. Отслеживать ситуацию, выбрать момент для десантирования так, чтобы парашютисты опустились как можно ближе от полюса, и стало нашей главной целью.


Спасатель - он и в Арктике спасатель, - подумалось, глядя на заместителя министра РФ по чрезвычайным ситуациям генерал-лейтенанта В. Востротина

...Через три дня, ежедневно проходя по торосам 10-15 км с полной выкладкой, волоча за собой 100-килограммовые нарты, преодолевая торосы и разводье, нам все-таки удалось выбрать необходимую площадку. Отсюда в условленный час подаем сигнал бедствия, полностью "разыграв" ситуацию на станции "Восток"...

... Ил-76 появился над подготовленным местом внезапно, хотя радисты уже давно "вели" его. Первыми сбрасываются на парашютах продукты питания, пневмокаркасные модули, средства энерго- и теплоснабжения, медикаменты, теплая одежда. Затем 34 спасателя на управляемых парашютах без травм и ушибов приземлились у самых ног "пострадавших". Среди тех, кто совершил этот необычный прыжок, вижу и заместителя министра по чрезвычайным ситуациям, руководителя учения Героя Советского Союза генерал-лейтенанта В.Востротина, нашего врача - Ингу Митропольскую, нашего коллегу Е.Турлакова, выполнившего свой юбилейный 2000-й прыжок с парашютом. Ребята приземляются дружно и весело, обмениваются шутками, улыбаются, слышны крики "Ура!"

Эмоции поутихли, надо было продолжать учебу. Генерал-лейтенант В.Востротин принимает рапорт и объявляет об успешном завершении первого этапа учения. Начинается второй, заключительный этап - эвакуация на Большую землю. Но чтобы нам "служба не казалась медом", поступила вводная: из-за погодных условий вертолет за нашей группой прибыть не может. А это значит, что до ледового временного аэродрома нам предстоит добираться самостоятельно. Надо показать характер!

Трудно пришлось: в день преодолевали до 40 км на лыжах. Однако это был прекрасный поход. Спортсмены из команды В.Чукова показали нам немало технических приемов, учили обращаться со средствами навигации, заражали своей энергией. Спасибо им за это.

Арктику считают безмолвной ледяной пустыней. Теперь не верю. Это прекрасный, хоть и суровый край. И красота здесь своеобразная. Гигантские торосы, разводья, уходящие в глубины вечных льдов трещины, мороз и ослепительное солнце.


Приходилось трудно: в день преодолевали до 40 км на лыжах. Однако это был прекрасный переход.

Так Арктика проэкзаменовала нас. Главное в том, что мы приобрели уверенность в своих силах. И если здесь с кем-то случится беда - придем на выручку. Все необходимое для этого теперь есть. В дальнейшем же к нашему арктическому опыту неплохо было бы добавить и антарктический. Ведь мы - спасатели и должны умело работать в любой точке земного шара.

Главная | Экспедиции | Вездеходы | Фото и видео | Новости | Контакты |
О Центре | Публикации | Партнеры | Гостевая книга | English
Дизайн и хостинг:
Vinchi Group
www.vinchi.ru
Рейтинг@Mail.ru   Экстремальный портал VVV.RU   © 2000 Экспедиционный центр
"Арктика"

www.ec-arctic.ru