14 апреля 1995 года. Под брюхом вертолета быстро пробегают гряды торосов. Нам все в диковинку. Хотя Центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России (ЦАСО) принимал участие в спасательных работах в различных частях страны и за рубежом, в Центральной Арктике мы впервые.
Наша первая группа, или как ее называют в радиограммах - группа розыгрыша, составлена из опытных альпинистов и лыжников, а усиливают ее инструктора-спортсмены экспедиционного центра "Арктика" под руководством Владимира Чукова. В процессе перехода они будут учить нас специфике передвижения на лыжах по дрейфующим льдам и премудрости ориентирования в этих просторах. Вертолет улетает и мы остаемся одни в сверкающей и молчаливой бесконечности. Специальный прибор показывает, что мы на Северном Полюсе.
15 апреля. Полюс вообще-то штука хитрая - не терпит посторонних личностей и нас. За ночь отдрейфовали почти на 8 километров. Теперь нужно со всем скарбом перетаскиваться снова на Земную ось. И так до тех пор, пока не прилетят наши спасители. В этом и состоит задача - постепенно дрейфуя, каждый день возвращаться в район полюса, чтобы, выбрав удобную площадку, дать сигнал бедствия. И тогда уже включатся все механизмы экстренного подъема по тревоге. Собираем лагерь и выходим, волоча за собой 100 килограммовые нарты. Ладно бы по ровному-то месту, так ведь и через торосы приходится тащить. Хорошо Чукову, видно бронетанковое образование - он почти всегда идет первым и от напора его нарт крошится лед.
16 апреля. Сегодня подали сигнал бедствия, в точности повторив ситуацию на антарктической станции "Восток", когда пожар в дизельном блоке поставил под угрозу жизнь зимовщиков. Для этого МЧС России и проводит учения. Спасатели должны уметь действовать в специфических и труднодоступных районах, чтобы в тяжелую минуту прийти на помощь потерпевшим бедствие спортивным группам, экипажам самолетов и затертых во льдах судов. Площадку находим лишь под вечер, хотя здесь и в полночь над головой висит солнце. Площадка 100 х 100 м, с разделительными частоколами торосов по метру-два высотой. За ребят, что будут к нам прыгать особо не переживаем - все совершили много прыжков на управляемых парашютах, но Арктика может внести свои коррективы.
17 апреля. Не спим, готовимся к встрече парашютистов. Несмотря на снежный заряд и неутихающий ветер (до 14 м/с), все-таки даем добро на прыжок. Хотя по программе учений нам сбросят с воздуха продукты, специальные пневмокаркасные модули, обогреватели и энергетику, специалисты инженерной службы разбивают лагеря в районе временного ледового аэродрома в 100 километрах от полюса. Проходит несколько часов и гул моторов говорит о подлете ИЛ-76. Зажигаем дымовые шашки. Чудо - ветер стихает сначала до 5, а затем до 3 м/с. Первыми падают грузы - огромные купола плавно открываются и приземляются на самом краю поля. Теперь очередь ребят. Полетели цепочки и небо Арктики расцветает куполами. Ребята садятся прямо к нам и, деловито собрав парашюты принимаются разбивать госпиталь и приступать к эвакуации. Только что приземлившийся, заместитель министра МЧС, 43-летний генерал-лейтенант, Герой Советского Союза Валерий Востротин, принимает доклад о завершении первого этапа учений. Ну а вторая часть за нами - из-за непогоды к нам не вылетел вертолет и по условиям учений мы должны вернуться на временный аэродром на лыжах. К сожалению, пройдя почти 60 километров, мы не успели дойти до него - слишком мало времени было отпущено. Да и дрейф постоянно сносил нас куда-то в направлении Парижа. Все нам показала Арктика, разводья и бесконечные череды торосов.
21 апреля в унтах мы вываливаемся на поле в родном Жуковском, где базируется наш Центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России.
Андрей РОЖКОВ