Главная | Экспедиции | Вездеходы | Фото и видео | Новости | Контакты |
О Центре | Публикации | Спонсоры | Гостевая книга | English
\"\"

"К вершине мира"

"Наука в СССР" № 2 март-апрель 1991 г.

"Достижение Северного полюса можно уподобить шахматной партии, в которой все ходы, ведущие к благоприятному исходу, продуманы заранее, задолго до начала игры... В шахматах мозг противопоставлен мозгу, в поисках же полюса борьба идет между человеческим мозгом и волей, с одной стороны, и слепыми, грубыми силами первобытной стихии, с другой..."

Роберт Пири



Вес груза у каждого участника экспедиции достигал 80 кг. Часть его помещалась в рюкзаке, другая - в сани-волокуши, зацепленные за ремень. Без них автономное достижение Северного полюса было бы невозможно.






Штурман высокоширотной экспедиции "Арктика" Валерий Лощиц определяет координаты нахождения группы.






"Жизнь в Арктике сурова, но все-таки в ней есть непередаваемое очарование" - об этом говорит весь облик Виктора Ярового - врача экспедиции.

Северный полюс - всего-навсего точка, где воображаемая линия земной оси, - то есть линия, вокруг которой Земля совершает свое ежесуточное вращение, - пересекает земную поверхность. Другими словами. Северный полюс - это всего-навсего математическая точка и, следовательно, согласно математическому определению точки, не имеет ни длины, ни ширины, ни толщины.

Здесь, на Северном полюсе, сходятся меридианы, нет обычных сторон света и нет деления на дни и ночи, сутки и месяцы, а солнце по полгода не опускается за горизонт.

Встретиться с воображаемой земной осью сегодня не представляет особого труда. Множество трасс авиалиний из Западной Европы в Америку проходят через полюсные районы. Вот уже более 30 лет "на крыше мира" не перестают появляться атомные подводные лодки, а околополярные льды "бороздят" атомоходы. Что бросается в глаза, когда сравниваешь полярных путешественников наших дней и их дальних предшественников, ставших "фигурами на пьедесталах" арктической истории? Благодаря возможностям, открываемым научно-техническим прогрессом, современники находятся в лучшем положении: в их распоряжении и более совершенные связь, снаряжение, питание, и средства передвижения. Но путешественник должен обладать не менее крепкой, чем у первопроходцев, "пуповиной".

Человек и сегодня не оставляет попыток вступить в единоборство с суровой полярной природой, не переставая удивлять примерами настойчивости и мужества в борьбе за право "обладания" полюсом. Книги, посвященные арктической эпопее, перечитываются и раскупаются и сейчас, как и десятилетия назад. Однако и тут инстинктивно приоритет отдается тем, кто добрался до заветной точки, используя как можно меньше технических средств. Интенсивное их использование в спортивных путешествиях вообще девальвирует идею. Лишь из гуманности к путешественникам человеческий разум допускает применение, да и то в разумных пределах, информационного канала - радиосвязи.

К сожалению, далеко не все попытки достижения полюса были удачными. В арктической летописи немало неудач, человеческих жертв и трагедий. Но, как и в любом деле, даже неудачи дают последователям положительный урок, а упорство в сочетании со здравым смыслом и опытом - надежный залог достижения цели.

В свое время отважный Роберт Пири сказал: "Мои многолетние усилия увенчались успехом потому, что многократные поражения порождают силу, прежние ошибки - знание, неопытность - опыт, а все вместе - решимость!"

История экспедиций к Северному полюсу довольно молода. Пожалуй, главной целью путешественников эта точка стала лишь в середине прошлого столетия. За эти годы едва ли не сотни различных экспедиций бросали вызов полярным широтам, однако далеко не все достигали намеченной цели.

К настоящему моменту насчитывается всего лишь 17 удачных походов на полюс. В данном случае речь идет об экспедициях, носящих спортивный или научно-спортивный характер. Достижение полюса на самолете, ледоколе, подводной лодке - не в счет. И каждый раз один и тот же вопрос - для чего все это? Попытаюсь ответить.

Однажды мой коллега по арктическим походам Сергей Печенегов заметил: "Полюс не Клондайк, это ясно каждому. Может быть, Мекка?"

Да, пожалуй. К полюсу стремятся те, кто исповедует веру в силу человеческого духа, веру в победу - победу над стихией, но прежде всего над самим собой. Неистребима тяга к вершине планеты.

Путь в Арктику усеян могилами тех, кто не устоял против суровой стихии, против голода и холода, отдав белому безмолвию самое дорогое, что есть у человека, - жизнь. Так стоит ли игра свеч? Стоит! Стоит бороться за преодоление самого себя, стоит бороться за собственное самосовершен-ствование, за новые знания о себе и окружающей природе, стоит бороться за то, чтобы найти путь к гармонии между человеком и природой. "Бороться, искать, найти и не сдаваться!"


Главная трудность для лыжника в полярных широтах - бесчисленные нагромождения ледяных торосов.

Владимир Чуков - руководитель высокоширотной экспедиции "Арктика" - убежден, что стойкость и выносливость сами по себе еще не гарантируют достижения Северного полюса. Для этого необходимы и многолетний опыт путешествий в высокие полярные широты, и поддержка преданных помощников, и доскональное знание Арктики, без которого нельзя подготовить себя и всю экспедицию к коварным неожиданностям, поджидающим в белом безмолвии.



ИЗ АРКТИЧЕСКОЙ ХРОНИКИ

"О, Север высокий!.. Сквозь обруч Полярного круга тянусь в океан Ледовитый"
(Г. Плисецкий).

Здесь предлагается перечень только лыжных экспедиций, отказавшихся при продвижении к Северному полюсу от каких-либо вспомогательных транспортных средств, включая сбросы дополнительных грузов с самолетов и собачьи упряжки. Когда в течение всего путешествия не осуществляется пополнение продовольствия, горючего, снаряжения с привлечением для этой цели авиации, а все необходимое участники транспортируют с собой с первого дня экспедиции. Единственным мостом, соединяющим путешественников, оставалась радиосвязь.

Первая попытка автономного достижения Северного полюса на лыжах была предпринята норвежцами во главе с Б. Стайбом в 1964 году. Однако дойти до цели не удалось. С этого момента мысль об автономном достижении этой точки земного шара уже не оставляла полярных исследователей-путешественников.

В марте 1981 года четыре канадца, среди которых был и будущий участник советско-канадской экспедиции 1988 года Лори Декстер, стартовали к Северному полюсу, рассчитывая за 70 дней преодолеть 750 км без поддержки с Земли. Арктика встретила их нелюбезно-сильными морозами и пургой. В результате один из участников серьезно заболел и экспедицию пришлось прекратить.

В 1986 году с о. Уорд Хант (Северная Канада) вышли два англичанина Р. Файннес и М. Страуд, транспортируя своими силами сани весом около 160 кг. Они рассчитывали достичь полюса автономно, но неблагоприятные погодные условия помешали осуществлению их планов.

В 1987 году они же и О. Шеппард еще раз попробовали свои силы и опять в наиболее трудном "классе" - автономном режиме. Но и эту экспедицию пришлось прервать из-за сильных морозов и вызванных ими поломок специально сконструированных саней-амфибий. 4 марта 1989 года мы вышли на лед Северного Ледовитого океана, оставив позади скованную ледниковым панцирем береговую кромку острова Шмидта.

Весна - наиболее благоприятное время года для высокоширотных экспедиций. В марте-апреле слабеют морозы. Средняя температура, как правило, не ниже -20-25 °С, хотя, бывает, опускается и за - 45 °С. Погода более устойчива, много солнечных дней, а в апреле солнце уже совсем не уходит за горизонт, начинается полярный день.

Весной оживают полярные аэропорты, на короткое время заполняются бородатым народом - учеными, полярниками, летчиками - небольшие полярные гостиницы. Все куда-то летят, торопятся. В эту арктическую "карусель" на о. Среднем вливается и наша экспедиция.


Во время долгих и утомительных переходов по ледяной пустыне жизненно необходима хотя бы кратковременная передышка: расслабляясь таким образом, мы восстанавливали силы.

Радист-метеоролог Андрей Подрядчиков, как и все остальные участники похода, считает, что, несмотря на высокую влажность, обилие конденсата и низкую температуру, одежда из синтетических материалов и обладающая малой гигроскопичностью, хорошо вымораживается и прекрасно сохраняет тепло. Любой другой материал, будь то мех или гагачий пух, превратился бы здесь в брикет льда.

В 1989 году в состав маршрутной группы входило 13 участников, за плечами которых была не одна тысяча километров, пройденных на лыжах в высоких широтах. Это штурман экспедиции Валерий Лощиц, радист Юрий Егоров, радист-метеоролог Андрей Подрядчиков, второй штурман Сергей Печенегов, врач Владимир Петлах, ремонтник Александр Рыбаков, фотографы Леонид Сафонов и Василий Жуковский, кинооператор Александр Выхристюк, ответственный за выполнение научной программы Владимир Онищенко, художник Федор Конюхов, единственная женщина, завхоз экспедиции Татьяна Чукова и автор этих строк, руководитель экспедиции.

На о. Среднем, в архипелаге Северная Земля, была развернута базовая радиостанция для осуществления связи между маршрутной группой и Москвой, начальником которой был Олег Кажарский.

Знали ли мы тогда, что из тринадцати только семерым удастся дойти до желанной цели? Что вместо 50 суток переход будет длиться 64 дня? Что вместо 1000 км за спиной останутся 1700? Разве могли мы тогда знать, что потеряем товарища - Александра Рыбакова за 73 мили от полюса?

Тогда нам казалось, что в природе нет силы, которая бы не отступила перед нами...

...Позади трудные сборы, тяжелые тренировки. Главным требованием, определяющим степень готовности к выходу на маршрут, всегда было крепкое здоровье, однако в такой неординарной экспедиции одного здоровья недостаточно. Нужно обладать необходимым арктическим опытом, быть профессионалом в своем деле, уметь жить в небольшом замкнутом коллективе. Ведь в условиях двухмесячного автономного путешествия, когда каждый участник испытывает огромные физические нагрузки, переносит суровые погодные условия и вынужден общаться лишь с узким кругом лиц, понятие "психологическая совместимость" приобретает вполне реальное значение. И если в экспедиции этот вопрос никогда не вызывал проблем, то объяснение, думаю, в том, что знаем мы друг друга уже не один год и не одну экспедицию проводим вместе...

Наряду со спортивными задачами наша полюсная экспедиция имела насыщенную научную программу, предусматривавшую выполнение целого комплекса медико-биологических исследований, начиная с подготовительного этапа и кончая периодом реадаптации после экспедиции. Как и в прошлые годы выполнялось задание ВНИИ охраны природы и заповедного дела Госкомприроды СССР. На протяжении маршрута велись наблюдения за животным миром, фиксировалось все, что могло быть связано с деятельностью человека. Были и маленькие "открытия". Так, например, мы были совершенно поражены, встретив песца далеко за 88-й параллелью. Еще более удивило то, что "попутчик" сопровождал нас почти до самого полюса.

В экспедиции постоянно проводились метеонаблюдения, радисты собирали информацию об условиях прохождения радиоволн. А все перипетии нелегкого арктического пути, каждодневная информация о лыжном походе заносились в дневник, который как нельзя лучше дает представление о нашем путешествии.


ИЗ ДНЕВНИКОВЫХ ЗАПИСЕЙ

5 марта, 2-й день маршрута.
По шевелящимся ледовым "пробкам" пересекаем многочисленные разломы и разводья, выходим на дрейфующий лед. Отсюда до Северного полюса ровно 1000 км, но это, если двигаться по 90-му меридиану. Даже самолету вряд ли удастся точно выдержать курс на всем протяжении - мешают то ветер, то облачность, то обледенение. Что же говорить о нас, идущих на лыжах с 40-килограммовыми рюкзаками и с такими же санками на прицепе. На одной из переправ при сорокаградусном морозе не выдержала лодка. Бесконечные поля торосов затрудняют передвижение.

7 марта, 4-й день.
Всю ночь сильное торошение. От нашей льдины сохранился только кусок 25 х 15 м, не больше. Благо рядом с палаткой старые многолетние торосы. Только это и позволило нам благополучно дотянуть до утра. Чернота ночи, завывание ветра, грохот громоздящихся льдин как нельзя реальнее рисовали картину возможной развязки. Дотерпели до утра и скорее прочь из этого ада.

Продвигаемся вперед ужасно медленно, ровных участков нет совершенно, сплошные поля торошения. Искать обходы бесполезно - во все четыре стороны одна и та же картина. Единственное, что остается делать, - набравшись терпения, метр за метром продираться сквозь бесконечные ледяные лабиринты. Почти все время идем "челноком", т.е. по несколько раз проходя один и тот же участок. Вначале с рюкзаком, затем с санками. Иногда не хватает и двух ходок, приходится возвращаться в третий раз за лыжами.

12 марта, 9-й день.
Вчера пересекли 82-ю параллель. Условия движения по-прежнему сложнейшие. Участились гряды "живых" торосов. На одной из таких "шевелящихся стен" застрял Володя Онищенко - заклинило санки. Едва удалось их выдернуть из ледовых тисков. Еще немного, и пришлось бы расстаться с солидной частью продуктов, которые были у Володи.


Схема продвижения к Северному полюсу высокоширотной экспедиции "Арктика" (4 марта - 6 мая 1989 г.).
1:4 000 000.
Рис. Ю. Тимофеева

Сломано уже 4 лыжи, две лыжных палки. Плачевный вид у пластиковых санок. Пока удается все восстанавливать, но если так будет продолжаться и дальше - придется туго. Наши ремонтные возможности не безграничны. Расходные материалы тают на глазах.

Во второй половине дня попадаем в зону широких трещин и разводьев. Все вокруг в движении. В подобных условиях лодкой пользоваться небезопасно, тем более, что при 40-градусных морозах обледеневшая резина очень напоминает... стекло.

15 марта, 12-й день.
Как все-таки медленно мы продвигаемся вперед. Нужны километры, а мы барахтаемся в торосах, то и дело переходя на "челнок". Беспокоит возможная нехватка бензина. Приходится экономить, а при таких морозах это непросто.

Сказываются обморожения, полученные многими в первые же дни. Особенно досталось Сергею Печенегову и Лене Сафонову. Работать с фотоаппаратами пока не могут. Досталось и штурману Валерию Лощицу. Каждое прикосновение к теодолиту - потенциальное обморожение. Ему приходится это делать по несколько раз ежедневно.

Все больше неприятностей с нашим спальным снаряжением, теплыми куртками, рукавицами. Во всем накапливается конденсат и превращается в лед. Групповой спальник похож на ледяной футляр, и тем не менее нам удается нормально спать, не мучаясь от холода. Главное, конечно, в том, что сделан он из синтетического утеплителя, который "работает" в любом состоянии. Будь спальник и куртки из пуха, меха и шерсти - пришлось бы подавать сигнал "SOS", а пока мы все-таки держимся, надеемся, что скоро должно потеплеть и удастся выморозить и просушить на солнце все теплое снаряжение. Сделать это с пуховым или меховым снаряжением без жаркой печки просто невозможно.

19 марта, 16-й день.
Третий день нет радиосвязи с "базой" - островом Средний. Эфир молчит - "непрохождение". Чувствуется, как постепенно накапливается усталость, все труднее становится заставить себя двигаться быстрее. Это своеобразная защитная реакция организма на длительную повышенную физическую нагрузку. Организм сам находит оптимальный, наиболее экономичный режим работы. Плохо только, если у кого-то этот режим слишком отличается от других. Приходится подстраиваться под наиболее слабого, снижать темп движения, снимать с него часть груза, распределяя его между остальными участниками. Это неизбежно, поскольку достижение цели возможно только всей группой.

С каждым днем все сложнее отгонять от себя мысли на гастрономические темы. Все-таки наша 780-граммовая суточная продраскладка, даже если ее калорийность 4000 ккал, это не 1,2 кг на человека, как было в 1988 г. в советско-канадской экспедиции.

24 марта, 21-й день.
Пересекли 84-ю параллель. Очень тяжело идет Володя Петлах. В конце ходового дня подолгу не может "восстановиться". По его состоянию чувствуется, что малейшее увеличение нагрузки для него недопустимо.

Беспокоит состояние Володи Онищенко. Вот уже четвертый день он мучается от приступов радикулита. Сейчас идет без санок, с полупустым рюкзаком. Пока крепится, но можно ли надеяться на улучшение? А ведь нам во что бы то ни стало необходимо увеличивать темпы движения. Запасы продуктов и бензина не безграничны, а впереди еще 650 км. Ситуация серьезная.



Медленно, метр за метром, приходится продираться сквозь бесконечные ледяные лабиринты.


Трудно идти на полюс. Здесь нет прямой дороги.

25 марта, 22-й день.
Пришлось эвакуировать двух участников - Онищенко и Петлаха с провожатым Сафоновым. Они не выдержали предельных физических нагрузок и холода...

29 марта, 26-й день.
Сказывается сильный встречный дрейф. В этих условиях каждая наша ночевка, каждая остановка на обед, каждый потерянный час, не использованный для движения вперед, оборачиваются лишними километрами, десятками, сотнями километров. К этому невозможно привыкнуть, невозможно относиться равнодушно. Сознание того, что каждое утро приходится начинать с уже пройденного накануне, действует угнетающе. Психологическая нагрузка накапливается, растет. Вся надежда на то, что все-таки должно когда-то измениться направление ветра, направление дрейфа. Должны же когда-то улучшиться условия движения. Должны же когда-то начаться многолетние паковые ледовые поля.

6 апреля, 32-й день.
Сегодня 80-я годовщина достижения человеком Северного полюса. В наши дни мало для кого эта дата может представлять интерес, но для нас это праздник. Пусть по сей день идут споры о том, кто был первым, Пири или Кук? Были ли они вообще на полюсе? Главное не в этом. С их именами связана история полюсных восхождений. Их дневники известны каждому, кто хоть немного интересуется Арктикой.

Останавливаемся на обед у гряды мощных молодых торосов, укрывшись от неприятного сырого ветра. Не успели приготовить суп, как началось торошение. С каждой минутой оно все сильнее. Только разлили суп по мискам - треск совсем рядом. Выскакиваю. Глыбы рушатся совсем недалеко от задней стенки палатки. Полундра!!!

Лихорадочно выкручиваем ледорубы, оттаскиваем палатку со всем содержимым, рюкзаки и санки метров на 50 через расходящиеся трещины в безопасное место и вновь принимаемся за обед. Несмотря на паническое бегство и кажущуюся неразбериху - никаких потерь, если не считать нескольких кусочков сахара, которые потерял Федор Конюхов, спасая суп.

Покидая обеденное место, поежившись, отметили: там, где вначале стояла палатка, распласталась огромная ледяная глыба весом в несколько тонн, рухнувшая с вершины наступавшей гряды.

Какие сюрпризы впереди?

8 апреля, 35-й день.
Снова неприятности. Разом забарахлили все примусы. Едва успеваем их прочищать, но этого хватает ненадолго. Самое большое - на сутки. Вновь потеря времени, а главное - неэкономный расход бензина. Решили отказаться от чая в ужин, а в обед кипятить не более половины кружки на каждого.

12 апреля, 39-й день.
Погода наладилась. Температура -35 °С, солнечно, ветер стих. Однако вчерашняя пурга не прошла бесследно. Появилось множество свежих трещин, разломов. Их успело занести снегом, так что теперь на нашем пути немало неприятных и опасных ловушек.

Не проходит и получаса, как в одну из них влетает Федор, шедший впереди. На этот раз обошлось все благополучно. Федя провалился у самого края трещины, и его удалось быстро подхватить, помочь освободиться от санок и рюкзака. Вымокли только ноги, а могло быть значительно хуже. Усталость все больше сказывается на отношениях внутри группы. Повысилась раздражительность, все сложнее удается сдерживаться от перепалок по пустякам. Знакомая картина, и, пожалуй, неизбежная. Хорошо, что друг друга мы давно знаем и прекрасно сознаем, в чем причина "перемен" в нас.



Для стоянки лагеря на этот раз выбрана довольно ровная площадка. Встретить в Арктике гладкий лед не представляется возможным, поскольку и ветер, и подледные течения, господствующие на просторах Северного Ледовитого океана, могут за сутки или даже быстрее привести в движение огромные ледяные поля.

15 апреля, 42-й день.
Продолжают сказываться последствия недавней пурги. Число трещин все растет. Нередко приходится совершать продолжительные обходы. Вокруг лишь молодые всторошенные поля, практически без снега. В таких местах даже на обед останавливаться неприятно, но делать нечего. Приходится вставать даже на ночевку. Прекрасно сознаем - застань нас на этом льду пурга, или случись торошение - нам будет несладко.

Тяжело идет Саша Рыбаков. Разгрузили. Выбросили еще одни санки, распределив груз между остальными. Теперь Саша первый, кто остался без санок.

21 апреля, 48-й день.
Ощущается предельная усталость. Кажется, что никакая сила не в состоянии заставить сделать лишнее движение или хоть немного увеличить темп. Не хочется ничего, только есть и спать...

Вчера под вечер совсем сдал Вася Жуковский. Пришлось остановиться почти на час раньше. Он просто не мог больше идти. Рыбакову несколько лучше.

Уже давно не можем обойтись без того, чтобы во время коротких привалов не взять в рот хотя бы обломок галеты или пару крупинок изюма. "Никогда в жизни не представлял, что два кусочка сахара могут принести столько счастья, - философствует Сергей Печенегов, - как все-таки здесь меняются представления о ценностях!"

25 апреля, 52-й день.
Наш "караван" ползет" к цели. Разговоров почти не слышно. На привалах все молча шелестят своими кульками с "заначкой" - сахаром, кусочками сухарей, галет. Решается сложнейшая проблема - что есть сейчас, а что оставить на потом. Дорога трудоемкая. Петляем в лабиринтах разводий, трещин, гряд торосов. Как же все-таки тяжело идти! Невероятно тяжело. Александр Рыбаков, Василий Жуковский, Татьяна Чукова... идут на одной воле. Валерий Лощиц тоже на пределе. Достается Юре Егорову, он один из немногих, кто внешне легче других переносит нагрузку. Приходится брать на свои плечи дополнительную.

28 апреля, 55-й день.
Сознание не хочет соглашаться, не может мириться с тем, что произошло сегодня. Скончался Александр Рыбаков. Сани больше нет среди нас... Вот его рюкзак, вот лыжи, на которых сейчас растянута палатка, вот градусник, по которому он вел метеонаблюдения... Всего пять дней назад мы отметили его 37-летие. Только вчера он шел в нашей колонне, наравне с другими перенося все невзгоды, все трудности, которых с избытком хватало за эти пятьдесят с лишним дней. А сегодня - лыжи, рюкзак остались без хозяина...

Один из самых выносливых, самых физически подготовленных, самых опытных членов экспедиции не выдержал тех нагрузок, которые выпали на нашу долю. Железная воля оказалась не властна над пределом человеческих возможностей. Причиной смерти явилась легочно-сердечная недостаточность, проявившаяся на фоне экстремальных физических и психологических нагрузок. Как быть дальше? Продолжать движение или возвращаться? Вправе ли мы идти к полюсу без Саши? Вправе ли отказаться от цели, отступить?

Нет! Полюс нужен не только нам! Мы продолжаем свой путь.



Преодолен еще один трудный участок торосистых льдов - можно и передохнуть.




Появление полыней нельзя ни предсказать, ни рассчитать. Они без предупреждения открываются перед путешественниками. "Неизвестная величина полярного уравнения" - так назвал их Роберт Пири.




В схватке со льдом столкнулись вековая ярость белого безмолвия с волей человека. Она продолжалась 64 дня.

30 апреля, 57-й день.
Никак не могу до конца осознать, что нас только семеро. Сани больше нет. Василия Жуковского и Татьяну решено отправить на Большую землю. Слишком высока стрессовая нагрузка, а ведь впереди еще 150 км, не менее недели напряженнейшего пути.

Мы по-прежнему идем и идем вперед. Все тот же монотонный скрип снега, все те же льды, трещины, вода. Перед глазами знакомые до мелочей санки товарищей, которые за два месяца пути стали едва ли не единственными ориентирами на лыжне в условиях "белой мглы". Вокруг ничего не изменилось, не изменились даже мы. Внешне.

Но это все-таки не так. Мы стали другими. Все вокруг тоже стало другим. Мы стали сосредоточеннее, злее. Злее на самих себя. Ничего, кроме движения, сейчас для нас не существует. Какая-то пустота и в пустоте мы. Что о нас сейчас думают? Что говорят? Понимают ли, что сейчас испытываем мы, или даже не пытаются понять, осуждая и виня во всех смертных грехах. Главное сейчас не в этом. Мы обязаны дойти до полюса, дойти до цели, к которой шли вместе с Александром Рыбаковым. А между тем экспедиция продолжается много дольше намеченного, запасы продовольствия и бензина на исходе. По нашим прикидкам, продуктов хватит максимум дней на семь, бензина - на восемь, и то при условии жесточайшей экономии.

Устанавливаем для себя возможные сроки завершения экспедиции - 6 мая. Строим график движения: начиная с 5 мая, думаем двигаться по 5-6 часов, чередуя движение с 4-часовым отдыхом и приемом пищи. И так до самого полюса. Вокруг по-прежнему торосы, трещины. Чувствуется приличный дрейф. Как хочется надеяться, что наконец-то он в нашу пользу.

6 мая, 64-й день. Все. Полюс достигнут. Нет никаких сил на торжества, шумные поздравления. Сейчас позади почти полуторная ходовая норма. Вчера после ужина, после полного рабочего дня вместо того, чтобы залезть в спальник, вновь встали на лыжи и сделали еще шесть переходов. Последних полюсных переходов.

Лощицу чудом удалось поймать в окуляр теодолита блеклое солнце. По расчетам мы находимся на 89°57,5' с.ш. Сил хватает только на то, чтобы передать информацию об этом Олегу Кажарскому, нашему базовому радисту, и забраться в спальник.

Только проснувшись, пробуем осмыслить тот факт, что мы, наконец, на полюсе, что мы достигли цели, к которой с такой фанатической настойчивостью стремились все эти годы. Сколько людей шли сюда, к этой точке. Как не прост был их путь, их судьба. Какой дорогой ценой пришлось заплатить многим из них...

Сегодня здесь стоит наша палатка, развевается Государственный флаг. Нам все-таки удалось прийти на полюс так, как пока еще никому не удавалось. Велика ли заслуга? Заметна ли кому-нибудь эта победа?

Для нас же она имеет особый смысл, а оценку ей пусть дадут наши дети, которые, хочется верить, в бешеном ритме XXI века не потеряют интереса к "неземному свечению" полюсов.



Теплый оранжевый цвет специально выбран для экипировки: он не только согревает и улучшает душевное состояние, но и помогает спасателям быстрее обнаружить попавшего в беду человека. Штурман Валерий Лощиц и кинооператор Владимир Каушан на себе ощутили благотворное влияние "солнечного" цвета.

Владимир ЧУКОВ,
руководитель высокоширотной экспедиции "Арктика"

Фото А. ПОДРЯДЧИКОВА



Главная | Экспедиции | Вездеходы | Фото и видео | Новости | Контакты |
О Центре | Публикации | Партнеры | Гостевая книга | English
Дизайн и хостинг:
Vinchi Group
www.vinchi.ru
Рейтинг@Mail.ru   Экстремальный портал VVV.RU   © 2000 Экспедиционный центр
"Арктика"

www.ec-arctic.ru