Научно-спортивная экспедиция "Арктика" - так называет себя эта дюжина отважных людей, для которых очередной отпуск - не пора отдыха и забав, приятных и необременительных дел, а время борения со стихией, тяжелейших нагрузок среди льдов и снегов. В ближайшее время "Арктике", в составе которой в большинстве своем люди военные, предстоит начать новый, небывалый по трудности поход, в преддверии которого в нашей редакции побывал ее руководитель подполковник В. С. ЧУКОВ. Запись беседы с ним мы предлагаем вниманию наших читателей.
|
Руководитель научно-спортивной экспедиции "Арктика" подполковник В. Чуков |
Корреспондент: У вас необычное увлечение. С чего оно началось?
В. Чуков: Наверное, с лыж. Я родом из Уссурийска. Едва научился ходить, стал на лыжи. В наших краях кругом снега, снега, куда ни глянь. А глянуть так хочется - за горизонт, за дальний лес, за дальнюю даль... Лыжи плюс любознательность - с этого все и началось. Правда, когда прокладывал свою первую лыжню, я и не подозревал, как далеко она меня уведет.
Корреспондент: Стрелка ваших увлечений с самого начала показывала на север или это пришло уже потом?
В. Чуков: Вначале ни о каком севере я не думал. Меня просто тянуло в дорогу. Хотелось посмотреть свою страну. Туристом я вдоль и поперек исходил Центральную Россию. С рюкзаком за спиной бродил по Забайкалью, Уралу, Саянам... Мне сорок, а стаж мой туристский лет 25. Землю я привык мерить не колесами, а собственными ногами. Постепенно все большее предпочтение стал отдавать лыжам. Ходил на них по горам, по тайге, по тундре... Сам не заметил, как в походах начал все круче забирать к северу. Север тянул меня к себе, я тянулся к нему.
|
|
Корреспондент: Вы возглавляете научно-спортивную группу "Арктика", которая специализируется на лыжных путешествиях в высокие северные широты. Давайте оглянемся на пройденные дороги.
В. Чуков: Организаторами этого путешествия являются Московский филиал Географического общества АН СССР и столичный армейский туристский клуб. Шесть лет подряд "Арктика" не пропускает ни одного сезона. С каждым разом наши походы становятся все протяженнее и сложнее.
За плечами у "Арктики" 750-километровое путешествие по горному плато Путорана, 850-километровый переход по Таймыру и островам "Комсомольской правды", завершившийся на мысе Челюскина, 1100-километровый сверхмарафон по архипелагу Северная Земля, во время которого побывали на самом удаленном острове - о. Шмидта и в честь 50-летия "челюскинской эпопеи" установили там памятную фотографию Отто Юльевича Шмидта. В прошлом году был совершен уникальный лыжный переход по дрейфующим льдам Карского моря от Северной Земли к острову Ушакова.
Корреспондент: Владимир Семенович, не раз приходилось слышать, насколько опасны арктические походы. Однако одни утверждают, что при современной технике в арктических широтах человеку ничто не угрожает. Мнение других: Арктика есть Арктика. Дескать, все может быть... А что скажете вы?
В. Чуков: В частности, смысл наших походов в том и заключается, чтобы отработать надежную технологию движения и выживания в ледяной пустыне, где дуют свирепые ветры, температура нередко опускается ниже сорока градусов, никогда не снимается риск упасть в трещину, сорваться с тороса, провалиться под лед...
|
На маршруте.
|
Корреспондент: Значит, серьезная опасность остается непременным спутником ваших путешествий?
В. Чуков: И да и нет. Например, в 1985 году в одно время с нами к острову Ушакова стартовала группа путешественников из девяти человек. Люди смелые, не без опыта. Однако свой инвентарь они готовили очень поспешно. Настоящей схоженности и психологической совместимости у них не было. Не нашлось опытного лидера. Север этого не прощает, в результате снаряжение начало портиться и ломаться. Группа потеряла ориентировку. А неуверенность - это самая серьезная болезнь. Один из участников этой экспедиции вспоминал, что шансы оставить на маршруте кого-либо из людей к концу похода возросли до семидесяти процентов. В пределах видимости острова Ушакова, то и дело проваливаясь в воду сквозь тонкий лед, терпящая бедствие группа надолго застряла на крохотной льдине - пятачке. На остров они выбраться так и не смогли.
К счастью, рация работала безотказно и прилетевший вертолет вовремя выручил ребят.
Корреспондент: Но ведь вы шли практически тем же маршрутом и вам сопутствовал успех.
В. Чуков: Мы шли месяц, а готовились к походу почти целый год.
Корреспондент: То есть?
В. Чуков: Если даже вы купите в магазине самую лучшую палатку, ее вес в походе может возрасти в 3- 4 раза. Как говорится, пробовали - убедились. Поэтому наша шатровая палатка (мы с ребятами считаем ее лучшей в мире) сделана нами самими. Она не набухает, не теряет на морозе своих свойств, хорошо держит тепло. А сколько мы экспериментировали с материалами, сколько ошибались, прежде чем сделали нужную нам модель.
И так во всем. Сами шьем обувь. По-своему расфасовываем продукты. Вместо индивидуальных спальных мешков у нас один общий - на всех. Все вещи - от примусов и до рации - тщательнейшим образом отбирались и усовершенствовались применительно к нашим нуждам. Поэтому у нас есть почти стопроцентная уверенность, что снаряжение и оборудование нас никогда не подведут.
Корреспондент: Какой состав вашей группы?
В. Чуков: Например, в прошлом году, когда мы за месяц прошли от острова Ушакова до самой северной точки нашей Родины - мыса Флигели на острове Рудольфа, в команде было 12 человек: радисты Александр Рыбаков и Владимир Чураков, а также метеоролог Юрий Егоров - инженеры, штурман Валерий Лощиц - будущий математик, Юрий Подрядчиков - кандидат технических наук, кинооператор Александр Выхристюк - рабочий, Владимир Онищенко и мастер спорта по туризму Александр Маклецов - служащие, а Виктор Яровой и Владимир Петлах - профессиональные врачи. Вот уже шестой поход вместе с мужчинами путешествует единственная женщина, группы Татьяна Чукова - научный работник. У нее важная обязанность - составление рациона питания на маршруте.
Корреспондент: Как члены "Арктики" относятся к физподготовке?
В. Чуков: Хорошая физподготовка - гарантия нашей безопасности. Именно на этом "двигателе" в последнем переходе преодолели 800 северных километров. Чтобы не спасовать на дистанции, загодя проделали тысячи других - тренировочных. И не зря. На трудном маршруте никто в нашей "кильватерной колонне" не отставал.
|
Через полынью.
|
Корреспондент: С трудом пытаюсь представить ваш походный быт.
В. Чуков: Это главным образом многочасовое изнурительное движение вперед. Увы, путь наш не всегда гладок. Дорогу часто преграждают поля труднопроходимых торосов. Представьте себе чудовищную свалку из торчащих вкривь и вкось ледяных блоков самых причудливых форм. Но Арктика щедро "балует" путешественников и трещинами, расколами, разводьями, в которых дымится бездонная вода.
Донимает холод. Он тут всегда, не отступает ни на миг. Особенно злым он становится в пургу и метель, когда идти приходится сквозь пронизывающий ветер, скорость которого подчас превышает 20 метров в секунду. Иногда приходится и плыть. Сознаюсь: когда сухой снег, как летящий песок, больно сечет лицо, неуютно чувствуешь себя в утлой надувнушке, преодолевая сотни метров (а то и километры) открытой воды.
Корреспондент: А отдых?
В. Чуков: Отдыхали дважды в сутки. В середине дня и вечером разбивали лагерь. Если сильный ветер застигал нас на ровном месте, палатка, словно парус, случалось, начинала тащить нас по льду. Но вот она укрощена, загудел примус, температура поднимается (снаружи мы свой походный дом обкладывали кирпичами, вырезанными из снега).
Можно обсушиться, поесть горячего, расслабить натруженные мышцы.
А потом опять подъем - и...
Корреспондент: ...Снова путь через бескрайнюю безжизненную равнину?
|
Аппетит отменный.
|
В. Чуков: Ну не такая уж она безжизненная. Мы проходили мимо птичьих базаров мыса Фишера на острове Солсбери. Право, это надо видеть! Вопреки статистике (один белый медведь на 700 квадратных километров) к нам несколько раз приходили в гости целые медвежьи семьи. Отгоняли их ракетницей.
А однажды пожаловал морж. Весьма бесцеремонный тип. Только представьте себе: стоим однажды перед большой, подернутой "салом" полыньей, раздумываем, где ее лучше преодолеть, как вдруг перед краем льдины неожиданно появляется лоснящаяся в лучах низкого солнца морда какого-то крупного животного. Работая клыками, как ледорубами, он не без труда вытянул свою тушу на лед и оказался сразу в 3-4 метрах от наших рюкзаков и санок. Мы благоразумно отпрянули подальше от визитера, поскольку наши теоретические познания о неуклюжести и неповоротливости моржей на суше подтверждались на практике, мягко говоря, весьма неубедительно. Очень резво, почти вприпрыжку морж приблизился к рюкзакам и, не обращая никакого внимания на нас, принялся наводить порядок. Первым делом вонзил клыки в ближайший рюкзак и, пятясь, потащил его к краю льдины. На какое-то мгновение мы опешили, но перспектива остаться без примусов, которые находились в этом рюкзаке, заставила нас действовать решительнее. Не сразу, но все же нам удалось отбить у моржа наш рюкзак. Недоумение, если не явная обида, было во всем его облике, когда под нашим решительным напором ему пришлось-таки оставить в покое и рюкзак, и нашу льдину.
Корреспондент: Хотя во время полярных странствий на долю "Арктики" выпало немало испытаний, тем не менее вы влюблены в этот суровый край.
В. Чуков: Безмерно влюблен. Мысленно постоянно возвращаюсь в проливы Ермака, Пондорф, Брауна, вспоминаю мысы Норвегии и Мак-Клинтока, медвежью столицу - остров Чамп - и сердце замирает от восторга. Какая там красота!
Корреспондент: Догадываюсь, что ваша северная одиссея будет иметь продолжение. Куда вы намерены отправиться в 1987 году?
В. Чуков: За последние четыре года нашей группой проложена лыжня длиною более 3300 километров от мыса Костистого в Хатангском заливе моря Лаптевых до самой северной точки СССР на Земле Франца-Иосифа. Все это мы рассматриваем лишь как предварительную подготовку к нашему главному путешествию - в высокие широты. Переход будет полностью автономным. В этом его особенность и одновременно главная трудность.
Корреспондент: Ну а если подробнее?
В. Чуков: Другими Словами, мы пойдем, рассчитывая только на собственные силы. От штурманской информации для прокладки курса и до снаряжения, продуктов питания, топлива - все добываем сами, все несем на себе.
Корреспондент: Это трудно?
В. Чуков: Судите сами. Вес груза, приходящегося на одного человека, возрастает до 65-70 килограммов. В рюкзаке больше 35-40 килограммов не унесешь. Поэтому в дополнение к этой нелегкой ноше придется тащить за собой еще и двухпудовые санки-волокуши. Когда тянешь лямку через поля битого льда, очень хорошо проверяется и сила, и выносливость, и вообще что ты за человек.
Корреспондент: У вас поистине суворовская закалка!
В. Чуков: Настоящий воин должен уметь приспосабливаться к самым тяжелым
условиям. Особенно если служит на Севере. Мы, дети своих отцов, не вправе растерять традиции пехоты времен Великой Отечественной. Наши деды, бывало, питаясь одними черными сухарями, в сорокаградусные морозы лежа на еловых ветках прямо в снегу, в течение многих дней отбивали атаки превосходящих сил врага.
Воины, способные подолгу жить в бескрайней белой пустыне, уверенно в ней ориентироваться и быстро передвигаться, слиться с ней и ничем себя не выдавать (режим радиомолчания), - это и сегодня большая сила.
|
Цветы - героям освоения Арктики.
|
Корреспондент: Кстати, как у вас будет организована радиосвязь?
В. Чуков: Будем только - в одну сторону - сообщать о себе, о состоянии группы. А в остальном - практически абсолютная оторванность от внешнего мира. Попробуем общаться с Севером один на один.
Корреспондент: Что вы хотите найти там - на ледяном куполе Земли?
В. Чуков: Больше полувека назад именно здесь, в высоких широтах, ярко засияло мужество первых Героев Советского Союза. Советская страна готовится отметить 70-летие своего рождения и Вооруженных Сил. Идя тропою героев, мы хотим отдать им сыновнюю дань уважения, измерить свои силы трудной меркой отцов.
Мечтаем отсалютовать славному 70-летию Родины и родной Армии. Эта мечта и зовет нас в новый трудный поход. В этот раз к куполу Земли мы отправимся под эгидой журнала "Советский воин".
Фото В. ХАБАРОВА
ОТ РЕДАКЦИИ: Впереди у отважных путешественников сложнейшие маршруты в районе полярных широт. Обо всех перипетиях этой многотрудной одиссеи "Советский воин" подробно расскажет своим читателям в последующих номерах журнала.