Маршрут вездеходной экспедиции «Загадки Таймыра» на колесных полноприводных плавающих вездеходах:
Новый Уренгой – р.Енисей – г.Норильск – р.Пясина – древний волок (зимовье Волочанка) – р.Хатанга – пос. Хатанга – море Лаптевых – восточный берег п-ова Таймыр – о-ва Фаддея – залив Симса (выполнение рекогносцировочных и поисковых работ) – мыс Челюскин – о.Диксон – пос. Дудинка – Ванкор – Новый Уренгой.
Планируемые сроки:
Март – май 2015 года.
ДНЕВНИК ЭКСПЕДИЦИИ 2015
13/03/2015
Сегодня рано утром все участники вездеходной экспедиции "Загадки Таймыра" в рамках Комплексной Общественной Научно-Исследовательской Экспедиционной Программы «ЗАГАДКИ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ» прибыли в точку старта - Новый Уренгой, где их ждала теплая встреча старых друзей. Но дел много: разгрузка прибывшего большегруза с оборудованием, наладка навигационной системы, установка бортовых компьютеров и т.д.
До старта остается совсем немного времени.
12-13 марта 2015
Дневник вездеходной экспедиции "Загадки Таймыра" 2015
12.03 ночным рейсом из Москвы в Новый Уренгой прибыли участники экспедиции «Загадки Таймыра». Вездеходы были доставлены к точке старта двумя неделями раньше. С участием нашего главного механика из Архангельской Мезени Алексея Яркова машины прошли предпоходную техническую проверку и подготовку к выходу на маршрут. Большую помощь в подготовке оказали компания «Газпром Добыча Уренгой» и "Управление технологического транспорта и специальной техники", на технической базе которого и ведутся все работы.
Вчера вечером на «Базу дальнобойщиков», где разместилась группа, пришла последняя машина из Москвы с экспедиционными грузами: снаряжением, продовольствием и ЗИПом . В ближайшие 3-4 дня предстоит установить всю необходимую аппаратуру спутниковой и радиосвязи, навигации, дистанционного контроля за расходом топлива и др., проверить работоспособность всех систем, связавшись с Москвой.
В Новом Уренгое у нас уже немало друзей, которые готовы помогать нам в решении всех и любых вопросов. В первую очередь хочется поблагодарить Главу города Ивана Ивановича Костогриза, Генерального директора компании "Газпром Добыча Уренгой" Мазанова Сергея Владимировича, начальника Управления технологического транспорта и специальной техники Максименко Сергея Владимировича и наших давних друзей, гостеприимных хозяев , председателя городской Думы Подовжнего Игоря Моисеевича, директора автопредприятия «База дальнобойщиков» Анзельма Рудольфа Гельмутовича и многих других.
13.03 в 10.00 состоялся старт традиционного на Ямале пробега на снегоходах «Сибирский экстрим», в котором приняло участие около 30 спортсменов. В их числе и наши друзья. В течение 10 дней участникам пробега предстоит пройти более 2 тысяч км по маршруту Новый Уренгой – Тарко-Сале – Красноселькуп – Туруханск – Игарка – Дудинка – Мессояха – Тазовскре – Новый Уренгой.
Проводив в путь участников пробега и пожелав им удачи, мы вновь едем на базу и продолжаем работы на вездеходах. Задача – за два дня подготовиться к старту и утром 16-го марта выйти на маршрут.
15/03/2015
Завтра, 16 марта, намечен старт вездеходной экспедиции "Загадки Таймыра". Идут последние приготовления. Погода улучшилась, стала опускаться. Сейчас опустилась до -5 градусов. Это очень хорошо, т.к. совсем недавно здесь, в Новом Уренгое, погода расслабилась и нагрела воздух севера до плюсовой температуры.
16/03/2015
Начало пути.
Погода сильно испортилась, опять "ноль". Метет метель, лепит липкий снег, плохая видимость. Вездеходы продвигаются по дороге на Тазовск.
Данные по передвижению вездеходов на вечер 16 марта 2015г. 16.03 После обеда попрощались с руководством города и только около 16 по местному времени покинули гостеприимную «Базу дальнобойщиков». Заехали к Айвазу , хозяину ресторана, плотно подзаправились перед выходом и, конечно, сфотогафировались на память.
Дорога хорошо знакомая, но уже темно и метет не на шутку. На первой машине вылезли проблемы с выключением переднего моста. Потребовалось около двух часов, чтобы привести все в норму.
Дорогу перемело так, что потерять ее ничего не стоило. Вначале сами сползли в «пухляк» и почти час вытаскивали прицепы на полотно. Ближе к Карачаево ситуация серьезнее. Встретилось несколько большегрузных машин, завалившихся в кюветы. Как повезло Жене вовремя «сделать ноги» на своей «ISUZU».
На ночевку встали на левом берегу реки Пур, километрах 6-5 перед переправой в Уренгое. Похоже, на дворе 0 С. Тепло, влажный ветер, снег. В вездеходах райское блаженство.
17/03/2015
Утром погода немного наладилась. Переехали р.Пур. У Уренгоя нас встретили корреспонденты местного телевидения. После короткой встречи двигаемся дальше по намеченному маршруту. Отвечая на вопросы радиолюбителей сообщаем, что позывной ЭЦ "Арктика" прежний R3CA. Так как группа идет в сокращенном составе, радиолюбителей нет, но вся аппаратура имеется. И, по мере возможностей, группа будет выходить в эфир. Спасибо, ребята, за добрые пожелания, и до встречи в эфире!
Около 15 по местному времени.
Встреча на дороге с Виктором Талызиным из Нового Уренгоя. Место встречи -72км автодороги Коротчаево - Новозаполярный.
Проснулись около 7 утра. Погода значительно улучшилась, проглядывает солнце, но температура всего -2 С. Переходили ледовую переправу в этом году - без оплаты. Проходим через центр поселка Уренгой, мимо здания администрации и попадаем на местных телевизионщиков. Ребята снимают долго и всех четверых заваливают вопросами. Только к обеду вырываемся из ихъ цепких рук и выходим на дорогу пос. Тазовский. Вновь задуло, повалил снег, но идем ходко, без непредвиденных остановок. К 18 00 подходим к зминику на Ванкорский участок «Роснефти». Минут 20 ждем подтверждения из Красноярска, что нам можно ехать, несмотря на то, что десятка два большегрузов уже второй день не могут зайти на территорию «Роснефти» - зимник закрыт «по погоде». В одиночестве проходим шлагбаум, но часа через полтора приходиться движение прекратить, поскольку зимник закрыт не зря – снег метет стеной, в свете фар это зрелище феерическое, но дороги не видно вовсе, а слететь с высокого полотна в кусты – дело не хитрое.
Около 2100 находим площадку, выбираемся на нее и встаем на ночевку. Ветер раскачивает вездеходы, наметает многочисленные «сугробы» внутри кабины. Отбой в 22 00. Завтра в 7 00 планируем выйти.
18/03/2015
Погода так и не наладилась. Не смотря на это, настроение у путешественников отличное, и к вечеру участники были уже в 20 км от Ванкура.
Подъем в 6:00. За ночь машину замело мелким как мука снегом. В салоне тоже пришлось поработать щеткой. Утренний туалет и завтрак отодвинул старт третьего дня экспедиции на 8 00.
Погода улучшилась! Надоедливая пурга прошла, на смену ей выглянуло яркое северное Солнце. При движении по зимнику пришлось дважды останавливаться у пропускных пунктов, на одном из которых пришлось в срочном порядке заправлять вторую машину, а через 15 километров и первая тоже «обсохла». Остановка затянулась, т.к на первой машине «полетел» стартер. Замена заняла около 20 минут. Через 20 км заехали на базу ЛМК Строй на реке Таз близ Надо-Марра. Там нас гостеприимно встретили и накормили обедом. Дальше держим путь на Ванкор все по тому же зимнику. Вскоре небо осветило северное сияние.
Заночевать остановились возле очередного КПП в 21 30. Но, как нам сказали позже, что нужно переводить время на 2 часа вперед, т.к в пути мы въехали в другой часовой пояс, так что по-местному времени было уже почти полночь. Перед сном все собрались на ужин в первой машине…
Трек маршрутной группы за 18 марта 2015г.
Трек от начала экспедиции
19/03/2015 Подъем в 8.00уже по-местному (Красноярскому) времени оказался нелегким. За ночь температура упала ниже -30*С. Зато сонливость как рукой сняло! Т.к машины на ночь решили заглушить старенький дизель первого вездехода наотрез отказывался заводиться. Пришлось заводить с помощью другой машины. Колеса тоже пришлось подкачивать так же по причине мороза. На завтрак нас пригласили к себе в «будку» работники КПП «Роснефти», возле которой мы вчера остановились на ночевку. Борщ с салом ушел «на ура»! Около 11 часов тронулись в путь.
Сильный мороз сказался и на технике… Приходилось часто останавливаться по разным причинам: то болты подтянуть, то суппорт починить. Да и КПП стали встречаться чаще. Каждый раз приходилось останавливаться на несколько минут – показать документы. Проезжали через Ванкорское месторождение, газовый факел которого был виден еще за много километров до и после. На зимнике стало много крутых подъемов и спусков, но наши вездеходы успешно справлялись с этими перепадами высот.
Вечером, как и вчера видели огромное северное сияние. Пришлось еще раз остановиться на заправку и заночевать на очередном холме. За день проехали не много – порядка 95 км.
Поужинали и легли спать. Мороз крепчает.
20/03/2015 Подъем в 7 40, завтрак. Тронулись в путь в 8 30. Ехать приходилось по зимникам с крутыми подъемами и спусками на одном из которых дорогу вездеходу №2 перегородил грузовик с прицепом, не сумевший выбраться в гору. Пришлось стоять и ждать пока трактор вытянет его наверх. Дальше без серьезных происшествий до конца зимника на Сузун. Там нас ждал следующий КПП. После проверки документов нам не только подсказали путь на другой зимник, а еще и проводили с машиной сопровождения до нужного места. Так мы встали на зимник, ведущий в Дудинку. Погода тем временем становилась все хуже. Поднялась сильная метель. Мы встали в самом хвосте колонны из десятка грузовиков и следовали так за ними около 5 км со скоростью 10км/ч. Впереди колонны ехал «Трэкол» дорожной службы. Нас такая скорость и характер движения не устраивали и мы, выбрав подходящий участок, обогнали всю колонну и уже сами стали отыскивать себе путь. Пока видимость позволяла замечать столбики-вехи желтого цвета, сливающиеся с общей белизной пространства вокруг и обозначающие левый край зимника, мы ехали, периодически останавливаясь и отыскивая взглядом следующий столб, но вскоре видимость дороги стала «нулевая».
Из такой ситуации пришлось выходить следующим образом: один из членов команды шел впереди и «наощупь» отыскивал дорогу, а за ним на расстоянии не более 5 метров двигались вездеходы. Так пошли километров 10 пути со средней скоростью 6 км/ч пока не спустились вниз к реке Большая Хетта, где метель была слабее. Дальше двигались медленно, но на машинах без «впереди идущего». Так желтые столбики нас довели до очередного КПП. Там заправили машины, починили дворник у вездехода №1, проехали еще 4 км и остановились на ночевку на водоразделе между реками Токачья и Хоптакон.
21/03/2015
Остановились на ночевку в 60 км от Дудинки. Погода опять мерзкая, лепит снег, дует сильный ветер. Из-за непогоды дорогу перекрыли, но экспедиционную технику пропустили. Опять приходится щупать дорогу ногами: перед вездеходом идет человек и ведет за собой машины. Так что, вездеход передвигается "пешком".
Завтра будем в Дудинке. Оттуда экспедиция будет держать путь на Диксон по руслу Енисея. Подъем в 7 00 по местному времени. За ночь у наших вездеходов надуло причудливые сугробы, а в нашем сквозь заднюю дверь засыпало всю корму. Ликвидация последствий обошлась в лишние полчаса, так что вышли только в районе 10.00. Температура - 10*С, видимость – дрянь, по-прежнему метет.
Пробираемся от вехи к вехе вглядываясь в молочную белизну до боли в глазах. Но через несколько часов двигаться становиться невозможно. Еще какое-то время пробуем идти с «поводырем», в роли которого выступает Иван, но зимник вдруг поворачивает на запад в сторону Горчинской, а нам нужно на С-СВ. После нескольких неудачных попыток нащупать дорогу в нужное направление решаем идти по азимуту, держа курс к р.Большая Хета. Прокладываем путь по карте и двигаемся от точки к точке по водоразделу в направлении озера Тампе, из которого по протоке можно выйти на р.Большая Хета. Вначале все идет замечательно, но ближе к озеру снег становится рыхлым и сыпучим и, вдобавок, под снегом заросли прибрежного кустарника, так что снега- по пояс. Вездеходы постоянно проваливаются, буксуют, садятся на брюхо.
Часа два пробиваемся к озеру, то отцепляя прицепы, то буксируя друг друга, практически не выпуская лопаты из рук.
Наконец, мы на льду озера. Доходим до протоки, ведущей к Большой Хете, убеждаемся, что дорога дальше приличная и, наконец, делаем дневной перекус.
Путь до реки занял не более 40 минут, а по Б.Хете скорость движения колебалась в пределах 10-15 км/ч. Ходко движемся по реке в сторону Тухарта, где через реку переброшено несколько веток газопровода еще в 70-х годах. Здесь мы надеемся вновь встать на зимник до Дудинки. Слева горят какие-то огни. Подходим. Действительно, зимник со знакомыми желтыми пластиковыми вехами пересекает реку. Мы встаем на него и выходим на правый берег, где стоит мощная техника и идут какие-то земляные работы. Один единственный работяга, проявивший к нам интерес, заявил, что на Дудинку зимник идет через Тухарт. Вспомнили, что перед выходом на берег влево пошло ответвление. Алексей разглядел вдоль него пару вех, так что решили дальше идти по этой дороге, благо она шла вниз по течению и в крайнем случае мы могли дойти до Енисея по Хетте, а там подняться до Дудинки по Енисею, как шли в 2002 году. Неожиданно зимник вновь переходит на левый берег, где горели огни Тухарта. Поднявшись на косогор мы оказались среди строительных балков, а на снегоходе сидел «местный житель» из националов. Он то и подтвердил нам, что мы на верном пути в Дудинку, куда направлялся и он.
Через пару минут мы в движении. Еще через 10-15 минут зимник в третий раз пересекает реку и выходит на правый берег. Уже совсем темно. Пора вставать на ночевку. Кажется, что впереди лес, и хочется спрятаться за редкими лиственницами от все усиливающегося северо-западного ветра.
Дорога действительно вошла в редколесье. Ищем мощным фароискателем подходящее место, но неожиданно вторая машина закипает. Полагаем, что это вышел из строя термостат, но выясняется, что его нет вовсе, а Леша просто упустил момент когда нужно было включить вентиляторы. Работы растянулись до часа ночи, и только после этого встаем на ночевку.
Отбой лишь в начале третьего ночи, завтра подъем планируем в 8 00.
22-23/03/2015
Прибыв 22 марта в Дудинку наших путешественников радушно встретили и разместили в здании музея, замечательного Таймырского Краеведческого Музея, который потряс нас своим великолепием и размахом. Так состоялась "ночь в музее".
В Дудинке мы провели анализ расхода топлива, в этом помогли данные, собранные нашим партнером по экспедиции Компании "Омникомм".
Отсняли видеоролик для благотворительного забега "Победа", который пройдет в Москве 19 апреля в ЦПКиО им. Горького. Хорошее дело затеяли эти молодые парни - поддержать стариков в домах престарелых, поднять вопрос содержания в достойных их возрасту условиях. Удачи!
Порадовала участникам экспедиции встреча с друзьями-автомобилистами, участниками Автомобильной экспедиции «Притяжение Арктики «Таймырское кольцо»-в составе Комплексной Общественной Научно-Исследовательской Экспедиционной программы "Загадки Российской Арктики" под руководством Александра Еликова. Он то и привезет этот ролик организаторам благотворительного забега "Победа".
23 марта в 10 утра по местному времени, простившись с друзьями и гостеприимными хозяевами, наши вездеходы взяли курс на Диксон. Расчетное время в пути 3-4 дня.
Трек за 22 марта 2015
Трек за 23 марта 2015
25/03/2015
26/03/2015 Подъем в 8 00. Завтракаем рисовой кашей. Фотографируемся на память. Загружаем рыбу. Выезжаем в 10 20. Поворачиваем с Сопочной Карги на небольшое озеро, чтобы не ломиться через торосы и по нему выходим на лед Енисея. Идем вдоль берега по твердой наледи. Берег высокий, крутой, с обрывистыми склонами. На одном из склонов замечаем штук 10 зайцев. Пытаемся не спугнуть и сфотографировать. Не очень получается – белое на белом. Проходим мимо каких-то рыбацких будок. На карте они отмечены как «лет» . Заходим за мыс Шайтанский. Немного берем вправо, чтобы сократить путь по заливу Шайтанская Курья. Снова выходим на полосу наледи. По наледи ехать получается быстрее и машинам легче. Замечаем впереди какой-то непонятный объект. Подходим ближе – небольшое судно с названием МНП90-0083 вмерзшее в лед. Видно, что стоит уже давно. В открытую дверь рубки задуло много снега. На мачте свито чье-то гнездо. Корму замело вровень с поверхностью снега на берегу, а половина видна. Едем дальше.. Уходим немного правее от берега, чтобы не заходить в устье реки Глубокая. Едем не быстро со средней скоростью 17 км/ч. Поверхность льда Енисейского залива неровная. Проходит много трещин. Не широкие: где-то 10 см, но длинные и глубокие. Они идут как от форватора, так и вдоль берега. Не доезжая пару километров до устья р. Каменка, зарылись в снегу. Подкопали, протянули трос ко второй машине и выехали. В устье реки Зырпянка на одном из островов заметили избушку. Подъехали. Заброшенная изба, но видимо летом кто-то появляется, а сейчас заметена снегом. Внутри тоже снег. Часть окон выбита. Двери открыты. Рядом с избой стоит гусеничный трактор Челябинского тракторного завода по кабину в снегу. Но не совсем старый. Возможно даже на ходу, только используется в летнее время. Проехали еще 20 минут и остановились перекусить. Хотели попробовать строганины – не получилось. Рыба сильно замороженная. Так что пришлось перекусывать чаем с консервами. В 17 00 выехали. Идем через пролив Крестовский. Справа и слева от нас стоят старые маяки. Рядом с одним из них на карте 1983 года обозначена изба. Сейчас же от нее остались едва заметные развалины. Идем вдоль берега. Наше направление движения понемногу меняется с северо-западного на северное. Из пролива входим в бухту Попова. И опять справа рядом с сломанным старым маяком развалины избы. Огибаем мыс Зверобоев и через бухту Варзугина входим в бухту Омулевая. Проходим ее не вдоль берега, а срезаем напрямик. В 20-40 остановились заправиться. Заправились. Только тронулись - тут же 1 вездеход резко заглох и никак не хотел заводиться. Сразу поняли, что проблема серьезная, связанная с электроникой. Стали разбираться. Перепробовали много вариантов, но никак не удавалось найти причину и источник КЗ. Ремонтировали всю ночь и на следующее утро до обеда.
27-28/03/2015
Вынужденная техническая остановка и ночевка в районе мыса Ефремов Камень. В 10 утра экспедиция продолжила свой путь на Диксон. На улице -35*С. Чтобы хоть немного согреться в машине зажгли примус, которым кипятим воду. Вдобавок ко всем бедам по двигателю начала сочиться солярка. Алексей сделал все, что мог в данных условиях, чтобы устранить проблему. Но солярка все равно сочилась. Приняли решение как-нибудь попробовать дотянуть до Диксона.
В 18-20 выехали. На улице – 28*С. Солнце в дымке. Небольшой ветерок, но не метет. Часто приходится пробираться через высокие торосы. Проходим мимо зимовья Крестьянка в устье реки. Подошли к мысу Макаревича. На берегу стоят старая рыбацкая будка и ГТСка. Останавливаться не стали. Ветер тем временем становится все сильнее. Началась сильная метель. Пришлось остановиться – у второго вездехода сломался привод заднего моста. Ремонтировать приходится при сильных порывах ветра. Новый привод ставить не стали, а только сняли обломки старого. Время 22-00. Решили встать на ночевку. День сегодня получился трудным. Ночь тем более. Нужно выспаться, как следует.
28/03/2015 Подъем в 800. Пьем чай. Заправляем машины. На улице -18*С… Метель стихла, но видимость очень плохая. Заметны только высокие торосы и полоса берега. Идем по бухте Бражникова вдоль берега. Средняя скорость движения 13 км/ч. Машина №2 без одного из приводов заднего моста зарылась в снегу. Пришлось откапывать, отцеплять прицеп от первой машины и вытягивать на сцепке. Огибаем мыс Бражникова. Решили пройти бухту Слободская напрямик , а не вдоль берега. Заехали в высокие торосы. Снова повторилась та же ситуация: второй вездеход застревает, вытягиваем первым. Сложно выбирать дорогу между высокими льдинами. Машины кидает из стороны в сторону, днищем цепляем выступающий лед. Приходится буквально «шагать» через торосы. Заходим в бухту Север и идем к мысу Ефремова Камень. На самом мысу на двух столбах стоит табличка- памятник ледокольному транспорту «Вайгач» севшего на мель вблизи этого места. Сфотографировались у таблички. На втором вездеходе порвался ремень генератора. Заменили новым. Едем дальше: пытаемся пересечь через торосы бухту Ефремова. Остановились из-за того, что на второй машине из прицепа выпали бочки. Пришлось отцеплять прицепы и возвращаться назад по следу. Бочки нашли, привязали. Потратили на это полчаса. Едем дальше. Подходим к мысу Исаченко. На скале у берега залива стоит высокий деревянный крест.
Обогнув мыс Исаченкова, проходим по проливу Межостровной между Оленьими островами. Торосов здесь почти нет, поэтому скорость движения увеличилась. Идем прямиком на остров Диксон. Подошли. Решили забраться на остров с юга. Выбраться в гору сразу не получилось. На крутом подъеме заглохли машины. Второй вездеход зарылся в снегу, а первый с разбегу заехал в гору. Попробовали вытащить вездеход на тросе – не получилось. На первом вездеходе от большой нагрузки сломалась крестовина кардана привода заднего колеса. Пришлось поступить по-другому. Отцепили прицепы, выехали на вездеходах на гору и тянули обоими вездеходами прицепы, прицепив их за веревки. Наверху убрали неработающий, а только хрустящий кардан привода на первой машине. Поехали по острову искать дорогу. Дорогу не нашли, пробираемся напрямик. От острова Диксон направляемся в поселок. На подходе к поселку нас встречает Валерий. Он нам показывает место, где можно заехать в поселок. Пытаемся подняться в горку по дороге в поселок. Застревают обе машины. Потратили три с лишним часа, чтобы с помощью лебедок, всех возможных веревок, и человеческой силы подняться на бугор.. В 2-30 только подъезжаем к месту ночевки. Поднимаемся в квартиру к Валерию. Пьем чай и ложимся спать.
29/03/2015
Подъем около 9 00. С утра короткая «летучка» на кухне у Валерия с участием начальника аэропорта Диксон Владимира Гамбургера и депутата местного совета Александром Сергеевым.
Неисправность топливного насоса на первом вездеходе заставляет принять решение о необходимости его замены. Для этого требуется оперативно его найти в Москве и организовать доставку на Диксон.
Разговоры с Москвой по сотовому телефону влетают в круглую сумму, но в итоге решение найдено: в Москве на «базе» есть один запасной ТНВД, а также на двигателе третьего вездехода «Торос-М», оставшегося в Москве.
Сегодня же формируется «посылка», состоящая из двух ТНВД, а так же двух ремкомплектов, найти которые поручается Аркадий Колодкин. Из Москвы в Норильск насосы планируем передать одним из 4-х рейсов, вылетающих в 22 05 из Домодедово. Владимир Гамбургер обещает помочь в переправке запчастей из Норильска в Диксон ближайшим самолетом, который ожидается в среду
План действий понятен. Весь остаток дня телефон не выпускаем из рук. К реализации нашего плана подключается масса народа и в Москве и в Норильске и на Диксоне.
В итоге к вечеру насосы готовы к отправке, ремкомплекты найдены, Евгений и Аркадий готовы завтра ехать в Домодедово, и отправить «посылку».
С гудящей от напряжения головой только глубокой ночью удается лечь спать.
30/03/2015 Подъем в 8 00. Алексей и Василий на втором «Торосе» уезжают на остров, на автобазу аэропорта, чтобы выполнить необходимые ремонтные работы: отремонтировать задний привод, погнутую рулевую тягу, заменить стойку амортизатора, переломившуюся пополам в Енисейских торосах, а так же массу других более мелких работ.
Мы с Иваном «держим руку на пульсе», следя за разворачивающимися событиями в Москве.
К вечеру «посылка» с адресом: «Диксон, аэропорт» передана для отправки в аэропорт. Зам. Директора аэропорта «Алыкель» в Норильске -Олег Иванович Петроченко лично контролирует ее движение и гарантирует, что с первым самолетом посылка будет доставлена в Диксон.
На завтра планируется завершение ремонтных работ на втором вездеходе и начало работ на первом.
31/03/2015 В 9 00 Алексей с Василием, вновь уезжают на остров. В 9 30 из аэропорта Алыкель приходит сообщение о том, что наша «посылка» успешно добралась до Норильска и ждет отправки на Диксон. В плане самолет стоит на 10 30 утра. Помешать могут только погодные условия. На 12 00 запланировано наша встреча с учениками Диксонской средней школы, а во второй половине дня планируем заняться вторым вездеходом, на котором так же требуется заменить задний левый привод, но главная задача – заменить ТНВД.
Встреча со школьниками, а их всего 45 человек на весь Диксон, и с учителями прошла великолепно. После этого – экскурсия по школе, школьному музею, библиотеке, центру детского творчества и др. Условиям и обучения можно позавидовать: 3-5 человек на одного преподавателя. Обучение, практически, индивидуальное, техническому оснащению могут позавидовать столичные школы. Преподаватели здесь настоящие воспитатели, влюбленные в свою работу и гордятся своими учениками, что дорогого стоит.
Из окна виден новый храм, который построен лишь 8 лет тому назад. Это, пожалуй, единственное здание в поселке, появившееся за последние 25-30 лет. Уже попрощались с директором на пороге школы встречаемся с отцом Романом – настоятелем храма – молодым человеком, работающим одновременно в одной из диксонских компаний, поскольку приход очень маленький и какой-либо поддержки «сверху»нет.
Во время сегодняшних встреч то и дело слышим фамилию нашего друга Александра Петермана, оказывающего уже 5-й год спонсорскую помощь и школе и храму. Под вечер начинает портиться погода, теплеет, начинает задувать. Все мысли лишь об одном – чтобы не отменили завтрашний рейс.
После ужина Алексей на первом вездеходе уезжает на остров, чтобы начать работы пораньше. Ночевать договорился на полярке «Новый Диксон».
На завтра главное – летная погода.
В 9 00 договорились подварить прицепы, погнувшиеся во время «штурма» Енисейских торосов.
01/04/2015
Ночь прошла, словно вахта, в настоящих бдениях у окон, глядящих на остров. Мысли лишь о том, чтобы не задуло, чтобы не замело, и чтобы видимость не упала ниже допустимых пределов.
Самолет из Норильска на Диксон стоит на 10 20 утра.
Первый телефонный звонок - из Норильска. «Посылка» ночью прибыла, готова лететь на Диксон. Похоже, «коллективная воля» огромного количества народа, помогающего нам, взяла свое.
Погода держится в «допуске» и Ан-26 «Красавио» берет курс на Диксон. Прибытие ожидаем через 1,5 часа. Тем временем Алексей завершает работы со вторым вездеходом на острове, а мы «ловим» сварщика, чтобы «подлатать» прицепы. К прибытию самолета подъезжаем в аэропорт. Василий в полной готовности к съемкам, а я возвращаюсь в поселок, чтобы вместе с Иваном успеть решить вопросы по «Иридиуму» пока не началась эпопея с топливным насосом.
Ура! Наша коробка у нас в руках, а у Алексея завершены работы на вездеходе.
Вечером меняем свои вездеходы, и начинается эпопея с ТНВД. Принимаем решение начать с ремонта старого, поскольку в нашем распоряжении два ремкомплекта. Под вечер удалось выполнить сварочные работы. Все дело в ремонте второй машины. А дела там идут не гладко. Многие работы выполнить в условиях неотапливаемого гаража – настоящее испытание на выдержку.
Алексей с Василием работают до 4-х часов ночи и оживляют вездеход. «Фокус» удался - солярка больше не подтекает, а дизель тянет вполне прилично. Мы с Иваном и нашим другом Валерием разобрались, наконец, с КВ связью и даже выполнили несколько связей с радиолюбителями. Вернулись домой только в два ночи. Под утро появляется здравая мысль – завтра завершить работы, отоспаться, отмыться, объехать и поблагодарить всех, кто нам помогал, а выходить на маршрут – утром 3-го апреля.
02/04/2015 Подъем в 7 30. Парни с базы не возвращались, заночевали там. Часам к 11 мы с Иваном подъезжаем на базу. Машина готова. Прощаемся с нашими старыми и новыми друзьями, которые угощают нас великолепной арктической окрошкой.
Традиционная «фотосессия» на память. На очереди полярная станция «Диксон». С полярниками со станции «Колба» попрощаемся завтра, по пути на восток, а сегодня «экскурсия» по вечернему Диксону, фото и видеосъемки.
Завтра в 8 00 мы покидаем гостеприимный арктический поселок, который, не смотря ни на что, все еще жив и осенью готовится отмечать свое 100-летие.
03/04/2015
Маршрутная группа экспедиции вышла сегодня из Диксона и взяла курс на северо-восток по побережью. Сейчас они находятся у устья р. Убойная. Погода очень переменчивая, опять небо заволакивает тучами. Еще около часа группа будет двигаться до места ночевки, пока светло.
Прошли около 60 км.
Цель:
Посетить места археологических находок 1940-1945 годов в районе заливов Симса и Фаддея (С-В берега п-ова Таймыр), где более 70 лет тому назад были обнаружены следы пребывания торгово-промышленной экспедиции русских поморов. На основании исследования обнаруженных предметов и большого количества металлических монет, экспедиция с высокой степенью вероятности датируется 1619 – 1620 годами. Это говорит о том, что русским поморам удалось морем пройти крайнюю точку Евразийского континента (мыс Челюскин) более, чем за 100 лет до открытия её Семеном Челюскиным в 1742 году и почти за два века до прохождения её Э.Норденшельдом.
Планируется выполнить визуальные наблюдения и инструментальные исследования прибрежной зоны островов Фаддея и берегов заливов в восточной части п-ова Таймыр. По результатам наблюдений будет принято решение о местах ведения поисковых работ в летнее-осенний период 2016 года.
Состав:
6 человек, на двух колесных вездеходах «Торос-М».
Чуков Владимир, г.Москва, руководитель экспедиционного проекта
Ярков Алексей, г. Мезень, механик, фотограф
Московкин Иван, г. Вытерга, спасатель МЧС, связь, навигация, кинооператор
]
Шефер Василий, г. Камышин, механик, кинооператор
Арктика во все времена была территорией национальных приоритетов России. Сбережение российских исторических и культурных ценностей – это важнейшая составляющая часть укрепления государственной самостоятельности и консолидации нашего общества, что сегодня, как никогда, актуально. Современное поколение россиян заинтересовано в приобретении нового опыта и новых знаний об Арктике в интересах экономического развития районов российского Крайнего Севера.
В результате планомерной научно-исследовательской и поисковой работы в области исследований и освоения удаленных арктических территорий наша историческая наука может получить мощную доказательную базу, подтверждающую приоритет России в области исследования и освоения Арктики. И здесь особую значимость приобретают различные материальные и наглядные сохранившиеся свидетельства различных времен, подтверждающие – кем и в какой исторический период осваивались эти территории.
Старинные поморские зимовья и захоронения, приметные кресты, гурии, зимовья русских землепроходцев и исследователей, старинные маяки, первые полярные станции - это уникальное культурное и природное наследие российской Арктики. В наше время они однозначно являются основополагающими и доказательными аргументами в пользу исторической принадлежности этих территорий России. Именно народ является источником и носителем естественного и нерушимого стремления сохранить память о прошлом своего народа, своей родной земли. Поэтому возрождение нравственных ориентиров, возвращение к истокам народных традиций, обеспечение культурной преемственности являются ключевыми направлениями развития и процветания нашего Отечества.
Долг наших современников и новых поколений россиян - сохранить в своей памяти имена тех, кто своим самоотверженным трудом, а порой – и жизнью, принес России мировое признание в области исследования и освоения Арктики.
Концепция Программы «Загадки Российской Арктики»
Настоящая программа представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых ее участниками в целях координации действий общественных организаций и групп, творческих объединений, отдельных инициативных исследовательских коллективов и отдельных лиц, по изучению истории открытия и освоения российской Арктики. Программа предусматривает объединение усилий и возможностей ее участников (интеллектуальных, организационно-административных, материально-технических, финансовых и других) в интересах повышения эффективности реализации спланированных мероприятий.
Основным направлением деятельности в рамках настоящей подпрограммы является осуществление научно-исследовательских, научно-спортивных, поисковых и других экспедиций и путешествий в различных районах российского Крайнего Севера и Северного морского пути.
Экспедиционные проекты должны получать широкое освещение в СМИ в целях популяризации настоящей подпрограммы, привлечения внимания общественности к историческому и культурному наследию российской Арктики, воспитанию патриотизма среди граждан России и, в первую очередь, среди молодежи, исследованию, практическому подтверждению или опровержению загадок, которыми богат Крайний Север России, его арктические архипелаги и многочисленные острова.
Главные цели Программы «Загадки Российской Арктики»
Организация и обеспечение проведения комплексных экспедиционных исследований на территории российской Арктики, арктического побережья, островах и архипелагах, районов Севморпути по выявлению новых и изучению известных материальных объектов, связанных с историей открытия и освоения этих российских территорий, уникальных природных объектов силами общественных инициативных экспедиционных коллективов и групп;
Изучение экологического состояния природной среды Арктики.
Проведение работ по фото и видео фиксации объектов культурного и природного наследия. Осуществление их точной топографической привязки, проведение описания, замеров и других необходимых работ в соответствии с методиками РосНИИ культурного и природного наследия в целях пополнения банка данных объектов Российской Арктики.
Осуществление широкой издательской деятельности по материалам поисковых арктических экспедиций, рассказывающих о ходе этих путешествий, находках и следах экспедиций прошлых веков, о современном состоянии арктических регионов нашей страны;
Проведение цикла фотовыставок, встреч с научной общественностью, учащимися ВУЗов и средних учебных заведений, как в Москве, так и в других городах России;
Создание Интернет-порталов «Высокие широты» и «Свастика над Таймыром», на которых будет освещаться ход реализации настоящей Программы, будет обеспечена возможность интерактивного участия посетителей портала с участниками поисковых арктических экспедиций, а также обеспечена возможность проведения «живых уроков» с учащимися и студентами в ходе проведения арктических экспедиций;
Создание цикла документальных видеофильмов, посвященных истории открытия и освоения российской Арктики;
Авторы и организаторы Программы
Региональный общественный Фонд поддержки экспедиционной деятельности «Арктика» Русского Географического Общества (Экспедиционный Центр «Арктика»)
Экспедиционный Центр «Арктика» создан в Москве в 1982 году на базе одноименной научно-спортивной экспедиции, занимающейся подготовкой и проведением экспедиций и путешествий в наиболее труднодоступных районах нашей планеты, включая акваторию Северного Ледовитого океана.
Учредителями Центра являются Московский центр Русского Географического Общества и Ассоциация российских полярников.
Более чем за 30 лет со времени создания Центра маршрутными группами только на лыжах было пройдено свыше 30.000 километров по арктическому побережью, островам, архипелагам и дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана. С учетом вездеходных, автомобильных, а также водных экспедиций общая протяженность маршрутов составляет более трех «кругосветок».
Участники экспедиций Центра «Арктика» стали первыми людьми в мире, кто достиг точки Северного полюса на лыжах в автономном режиме движения, кто первыми в мире автономно пересекли Северный Ледовитый океан на лыжах от берегов России до Канады, впервые в истории водрузили на Северном полюсе Государственный Флаг Российской Федерации.
Центр тесно сотрудничает с научными и научно-исследовательскими организациями, Министерством Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям, Российской Антарктической Экспедицией, Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским Институтом, Институтом Океанологии РАН, Институтом географии РАН, РосНИИ культурного и природного наследия, центральными и региональными СМИ и другими организациями и ведомствами. Ведет активную деятельность, направленную на популяризацию путешествий, создает видеопродукцию на основе уникальных экспедиционных съемок, оказывает содействие в организации экспедиционной деятельности, как в России, так и за рубежом.
Морская Арктическая комплексная экспедиция РОСНИИ культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (МАКЭ)
Морская Арктическая комплексная экспедиция ведет свою исследовательскую деятельность в Арктике с 1986 года. В период до 1992 года МАКЭ вела работы под эгидой НИИ культуры и Центра «Культура и Мировой океан». В последующем организатором работ МАКЭ стал Российский НИИ культурного и природного наследия Министерства культуры РФ и РАН
В составе МАКЭ работают: археологи, историки, этнографы, реставраторы, архитекторы, географы, экологи, гидрографы, водолазы-исследователи, фотографы, кино- и видео операторы и другие специалисты. За двадцать пять полевых сезонов исследования МАКЭ были проведены на архипелагах Новая Земля и Земля Франца-Иосифа, на островах Вайгач, Колгуев, Долгий, Матвеев, Местный, на материковом побережье Большеземельской и Малоземельской тундры и пролива Югорский Шар, на побережье и островах Белого моря, на п-ове Канин Нос, на реке Печере, на месте заброшенного древнего города Пустозерска и других районах российского Севера.
Основные исследования МАКЭ посвящены комплексному изучению природной и историко-культурной среды Арктики и проведению исторических экспериментов по реконструкции событий, связанных с географическими открытиями и историей освоения Крайнего Севера России.
МАКЭ ведет большую издательскую деятельность, отражающую результаты исследований, проводимых в ходе экспедиций, осуществляет накопление банка данных, предназначенного для создания уникального издания – «Атласа природной и историко-культурной среды Арктики». Ведется большая работа по популяризации истории освоения и изучения Арктики.
Редакция журнала «Морской Сборник»
«Морской Сборник» - ежемесячный журнал, старейшее в мире военно-морское издание, выходящее без перерыва с 1848 года. Основан Морским ученым комитетом, который в те годы возглавлял известный русский мореплаватель и гидрограф, исследователь Арктики, учредитель русского Гидрографического общества, впоследствии президент Петербургской академии наук и будущий первый редактор адмирал Ф.Литке. Он же стал первым редактором журнала.
Программа журнала предусматривала: «Распространение полезных сведений между служащими на флоте и вообще в морской части». Авторами в нем выступали известные писатели, ученые, педагоги и флотоводцы: А.Н.Островский, И.А.Гончаров, А.Ф.Писемский, В.И.Даль, К.М.Станюкович, Н.И.Пирогов, Э.К.Ленц, Б.С.Якоби, К.Д.Ушинский, Ф.Г.Толль, П.А.Валуев, Е.В.Путятин, С.О.Макаров, Г.И.Бутаков. А.Н.Крылов, С.К.Джевецкий и многие другие.
На протяжении существования журнал активно способствовал воспитанию нескольких поколений российских военных и гражданских моряков и путешественников, пропаганде географических открытий и исследований. Заслуги журналистов «Морского Сборника» отмечены орденом «Красной звезды», Почетной грамотой Московской городской думы, дипломами Союзов журналистов России и Москвы, конкурса «Золотой гонг - 2008», а также включен в российский «Золотой фонд прессы».
Сегодня учредителем журнала является Министерство обороны Российской Федерации. Постоянные корреспонденты и руководство редакции участвуют во всех дальних походах российских кораблей в Мировой океан. Журнал издается тиражом более 9 тысяч экземпляров и поступает в 49 стран мира.
Программа разработана при участии и содействии:
Русского Географического Общества;
Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева Министерства культуры РФ;
Ассоциации российских полярников;
Редакции журнала «Морской Сборник»;
Программу поддерживают:
Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
МЧС России;
Минкультуры России;
Минобороны России;
Министерство спорта, туризма и молодежной политики;
ФСБ России;
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;
Региональные и местные администрации северных регионов России и другие государственные учреждения и организации.
Основные экспедиционные проекты, осуществляемые в рамках Программы «Загадки Российской Арктики» в 2015-2016 гг.
- Вездеходная арктическая экспедиция на колесных полноприводных плавающих вездеходах"Загадки Таймыра" Маршрут Автомобильной арктической экспедиции на внедорожных автомобилях «Притяжение Арктики «Таймырское кольцо»:
Новый Уренгой – Ванкор – Игарка – р.Енисей – Диксон – берег Харитона Лаптева (п-ов Таймыр) – мыс Челюскин – оз. Таймыр – пос.Хатанга – зимовье Волочанка – Норильск – Дудинка – Ванкор – Новый Уренгой.
Планируемые сроки:
Февраль – апрель 2015 года.
Цель:
Впервые в истории достичь самой северной точки Евразийского континента – мыса Челюскин на серийных легковых внедорожных автомобилях. В ходе прохождения маршрута собрать данные об экологическом состоянии в районах, где в советский период располагались полярные станции, размещались военные объекты, погранзаставы, населенные пункты и др.
Состав:
9 человек, на 4 полноприводных легковых автомобилях японского производства, прошедших специальную подготовку.
Александр Еликов, руководитель экспедиции
г. Новый Уренгой
Колодкин Аркадий, заместитель руководителя, орг.вопросы, навигация
Подмосковье
Колодкин Кирилл, штурман
г. Москва
Княжевич Роман, штурман, реклама, работа со спонсорами
г. Москва
Феткулин Андрей, штурман, механик, фото
г. Москва
Меньшиков Андрей, штурман, зам. по хоз. части
п. Пурпэ, ЯНАО
Забелин Денис, пилот, интернет-коммуникации, фото, навигация
г. Москва
Шмаль Виктор, штурман
г.Нюрнберг, Германия
Лёц Максим, пилот, механик, технические вопросы
г. Дмиторв, Московская обл.
Морозова Анна, руководитель штаба, координатор
г. Москва
Связь, разработка программного обеспечения, геоинформатика и интернет технологий. Официальное представительство Delorme Inreach в России и странах СНГ.
ОАО «Седьмой Континент» является российской розничной торговой сетью и одним из лидеров розничного рынка России. Магазины сети предлагают своим покупателям широкий ассортимент товаров и услуг высокого качества, гибкую ценовую политику, всегда отвечают требованиям рынка, являясь высокотехнологичными торговыми площадками.
Производство и поставка оборудования и материалов для строительства линий энергетики и связи (в том числе ВОЛС). Клиенты на всей территории России, Казахстана, Беларуси и Украины. Прямые поставки от крупнейших производителей продукции.
Компания Omnicomm («Омникомм») – разработчик и производитель системы спутникового мониторинга транспорта Omnicomm на базе технологий ГЛОНАСС/GPS, датчиков уровня топлива Omnicomm LLS и сопутствующего оборудования.На мировом рынке оборудование Omnicomm представлено серией крупных проектов в США, Канаде, Индии, Бразилии, Аргентине, Чили, Турции, Вьетнаме, Болгарии, Чехии, ЮАР и других странах. На сегодняшний день компания Omnicomm имеет два собственных производства (в России и Европейском союзе) и поставляет свою продукцию в 108 стран мира.
Лидер на российском рынке фототехники и аксессуаров. Оптовые продажи цифровой и фототехники и аксессуаров по прямым и эксклюзивным контрактам, прямые поставки продукции более чем 25 известных брендов, включая Nikon, Tamron, Bower, Vivitar, Kenko, Tokina, Peli, Lexibook, эксклюзивные права на оптовые продажи в России торговых марок Dicom, DiTech, Hakuba, Hugger, Benetton, Sunpak, Dicapac и др. Собственное производство в 5 странах.
Ведущее российское предприятие, специализирующиеся на разработке и серийном производстве эластичных резервуаров и мягких оболочек для нужд Министерства Обороны МЧС, предприятий нефтегазовой и химической промышленности, производственных, научных, аграрных и коммерческих компаний самого различного профиля.
100-процентное дочернее предприятие ОАО «Газпром». Общество создано для разработки Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения, крупнейшего в мире из расположенных на суше.
Владимир Семенович, добрый день! Не для публикации: Дайте ЦУ тому кто размещает новости на вашем сайте - пусть поправят в названии темы на правильное - "Загадки российскОй Арктики" - орфография в нашем деле важна! И жду вашего ответа на мое письмо о фильме "Millennium expedition-2000" - нужно размещать! Юрий Заруба UA9OBA