Историко-географический Проект
в Рамках Международной гуманитарной программы
«Мир от Полюса до Полюса»
Нынешний год богат юбилейными датами событий, связанных с изучением и освоением Арктики в советский период. Не стоит пытаться все их перечислять. Все эти даты - даты арктических побед и достижений. Но среди них есть и еще одна - это дата трагедии, произошедшей в небе над Северным Ледовитым океаном в августе 1937 года. 85 лет со дня гибели, а скорее исчезновения, самолета Н-209 с экипажем из шести человек.
Опытные полярные летчики Сигизмунд Леваневский - командир экипажа, один из самых опытных пилотов управления Полярной авиации Севморпути. Николай Кастанаев - второй пилот и представитель завода, лётчик-испытатель именно этого самолета, на котором годом ранее был установлен мировой рекорд полёта на 2 тыс. км с грузом 5 тонн. Виктор Левченко - бессменный штурман экипажей Леваневского и его друг. Николай Годовиков - один из лучших авиационных мотористов, представитель завода, досконально знавший конкретно этот самолёт. Николай Галковский - по мнению многих специалистов того времени считался одним из лучших радистов ВВС РККА. Григорий Побежимов - бортмеханик, представитель завода-изготовителя. Стартовав с подмосковного аэродрома, Н-209 взял курс на Северный полюс, но до конечной точки маршрута, г.Фербенкс (США) он так и не долетел. Многолетние поиски следов катастрофы Н-209, которые периодически велись в различных районах Арктики, и на Аляске, и на территории Сибири, результатов так и не дали. Арктика по сей день хранит свою тайну.
Сегодня, спустя 85 лет после гибели самолета Н-209, в год 120-летия со дня рождения Сигизмунда Леваневского, мы вновь возвращаемся к этой теме.
Несколько лет назад сформировалась группа энтузиастов, которая взялась за изучение имеющейся информации, в первую очередь документов, радиограмм, воспоминаний очевидцев и непосредственных участников подготовки этого перелета. Наши коллеги, будучи профессионалами каждый в свой области, работали кропотливо, стараясь не попасть под влияние существовавших и широко представленных в интернете многочисленных версий исхода того трагического полета. Полученные результаты позволили сделать выводы, которые резко меняют представление о событиях, происходивших в небе Арктики в августе 1937 года. Самолет Н-209 Сигизмунда Леваневского не упал и не потерпел катастрофу. Экипажу удалось произвести посадку, возможно аварийную, возможно с некоторыми повреждениями матчасти, но люди остались живы и еще около полутора месяцев не теряли надежды, что сигналы “SOS” их радиостанции будут кем-нибудь приняты. Но слабые сигналы, слышимые на уровне помех, во внимание не принимались. Последний раз выход радиостанции в эфир на частоте и с позывными самолета Леваневского был зафиксирован в конце сентября 1937 года!
Нами принято решение провести конференцию, посвятив ее теме освоения Арктики молодым советским государством, мировым достижениям и успехам в развитии арктической авиации, науки, первым шагам в освоении Северного Морского пути. Показать, насколько важной для нашего государства с первых лет его образования была задача освоения наших северных и арктических территорий.
В ходе конференции мы намерены рассказать о результатах проделанной работы по поиску самолета С. Леваневского, обосновать необходимость ее продолжения, и поделиться планами на ближайшую перспективу.
Место, время и программа конференции будет окончательно согласовано до 31.03.