Дорогие друзья, коллеги, все, кто следил за ходом событий и искренне желал нам удачи.
Мы приносим свои извинения за длительное молчание. Многочисленные звонки и письма, которые идут в наш адрес, говорят о том, что судьба проекта беспокоит не только участников экспедиции, их родных и близких, друзей и знакомых, но и огромное количество неравнодушных людей, которым не обязательно объяснять, зачем люди идут в горы, сплавляются по рекам, спускаются в пещеры, стремятся достичь полюсов планеты.
Большое вам спасибо!
Итак, на подходах к Ванкору, было принято решение прервать экспедицию и возвращаться в Новый Уренгой. В первой половине дня, 23 февраля, мы добрались до базы дорожников в Надо-Мары на реке Таз, которую прошли накануне в конце дня. Каждый пройденный метр подтверждал правильность принятого накануне решения – машины едва ползут по обочине зимника.
Знакомимся с начальником базы Алексеем Марченко, с работягами, поддерживающими зимник в рабочем состоянии. От парней узнаем, что ночью температура падала до -52ºС, а абсолютный минимум, который им удалось зафиксировать этой зимой, - 64ºС.
Правда, нам сейчас не до погодных условий, и мороз этот – далеко не главный фактор нашего невеселого настроения. В голове мечется один-единственный вопрос – как человек, которому ты доверял как самому себе, за полтора месяца до экспедиции мог бросить недоделанные вездеходы и уехать по своим делам, поставив всех своих будущих коллег по экспедиции в глупейшую ситуацию? Ведь остановить начатую еще два года назад подготовку экспедиции за месяц до старта уже невозможно. Что это – глупость, эгоизм, боязнь ответственности за плоды своей работы, а может быть что-то еще?.. Но как бы то ни было – это уже произошло.
В течение одного месяца перед стартом удалось сделать невозможное – найти замену «незаменимым» механикам и их слесарям-халтурщикам, найти дополнительные средства, организовать, практически, круглосуточную работу и собрать машины.
Вопросы по качеству уже выполненных работ, опасения по надежности узлов и агрегатов, использованных при сборке, появлялись еще в Москве Если это было возможно – многие работы переделывались, но, практически, скрипя зубами, приходилось собирать машины уже не успевая исправлять неграмотные конструктивные решения.
«Чуда» не произошло. С первых же километров, пройденных под нагрузкой, стало окончательно понятно, что машины «сырые» и нам с ними придется изрядно помучиться. Все наши усилия что-то исправлять и переделывать по ходу движения лишь отдаляли неизбежный «финал».
Чтобы окончательно не «убить» вездеходы договорились с дорожниками подтащить прицепы до границы их участка, а дальше вновь двинулись в направлении Нового Уренгоя, подстраховывая друг друга на подъемах. С полной нагрузкой на одном рабочем мосту преодолеть затяжной подъем не просто.
На третий день пути, глубокой ночью, мы въехали на территорию «Базы дальнобойщиков» на западной окраине Нового Уренгоя. Здесь уже знали о нашем возвращении. Наша «гостиница» вновь была в нашем распоряжении.
На следующий день – встречи с нашими друзьями, слова сочувствия и поддержки, готовность помочь в решении наших проблем, но наши проблемы – только НАШИ. Сегодня отдыхаем, ищем машины до Москвы, а задача на завтра – разобрать все грузы, готовиться к отправке.
Через пару дней поисков нам повезло – в город пришла подмосковная фура и Александр, дальнобойщик, её владелец, с радостью откликнулся на наше предложение.
Погрузка заняла, практически, целый день, и наутро вездеходы отправились домой, на подмосковную базу. В этот же день мы вылетели в Москву, договорившись о встрече через пару дней, чтобы принять решение о дальнейших шагах.
Итогом встречи стало решение о глубокой реконструкции машины и серьезных ходовых её испытаниях в реальных условиях в районе Баренцева или Карского морей. В последующем – изготовление второй и, возможно, третьей машины и выход на трансарктический переход в 2016 году.
Не менее важными были решения о жестком ограничении транспортируемых грузов и сокращении экипажа машины до 3 человек. В составе команды должны быть «схоженные» люди, четко знающие свою «судовую роль», но способные, если требует ситуация, выполнить любые работы. Сформировать такую команду можно только в реальных походных условиях, а не в ходе тестирования машины во время коротких выходов в районах Центральной России.
Хочется сказать огромное спасибо всем нашим спонсорам, партнерам, добровольным помощникам, всем, кто нас поддерживал и переживал за нас. Мы начинаем подготовку к новой экспедиции и ваша поддержка для нас очень важна.
Большое спасибо всем! Будем стараться держать вас в курсе наших планов и событий.
Ваша «Арктика».
22.02.2014
Еще один "ходовой" день позади. На одной машине удалось реанимировать два моста. На другой ситуация сложнее. Мотор не заменить - тянет лишь на первой передаче. Приходится принимать непростое решение - прерывать экспедицию, чтобы сохранить вездеходы, а не потерять их где-то на Таймыре. О том, чтобы на таких машинах идти на лед лучше не говорить. Будем все менять и переделывать сами от двигателя до подвески. Об этом сегодня и договорились. А пока ночуем. И завтра в обратный путь.
21.02.2014
Пересекли реку Таз. Движемся в направлении Ванкора. По ночам температура падает до -50°С . Дорога отличная, но вездеходы продолжают преподносить "сюрпризы". На одной машине верные признаки, что двигатель доживает последний моторесурс - едва тянет на первой передаче. На другой - беда с редукторами, задний потек. В нем оказалась добрая горсть стружки, несмотря на замену масла перед погрузкой в Москве. пришлось мост отключить и идти на двух. На второй день от сильных перегрузок рассыпался дифференциал на среднем мосту. Вновь предпринимаем попытки заставить машины двигаться вперед. С "благодарностью" вспоминаем бригаду ребят, выполнявших сборку машин, по чьей милости у нас сегодня столько проблем.
Справедливости ради стоит заметить, что по местным инструкциям при температуре - 45°С машины в рейс не выходят, только в экстренных случаях. Причина простая - металл становится хрупким, а разрушение валов привода на наших вездеходах лучшее подтверждение справедливости этих инструкций.
По результатам нынешнего дня должны принять решение о дальнейшей судьбе нашей экспедиции.
18.02.2014 Изменения в составе экспедиции
В начале января пришлось вносить изменения в состав маршрутной команды. В силу не связанных с экспедицией обстоятельств вынужден был выйти из состава экспедиции главный механик и разработчик новой модели вездеходов Николай Никульшин. Работу по завершению сборки машин взяли на себя новые члены экспедиции Олег Харченко и Алексей Исаев. Им пришлось в экстемально сжатые сроки выполнять сложные работы по сборке машин, подготовке их к транспортировке, комплектованию зип и вникать в своеобразие конструкции. Представляем Вам Олега Харченко и Алексея Исаева.
Харченко Олег
Родился 3 декабря 1972 года в Калмыцкой АССР. Окончил автомобилестроительный институт (МАСИ). Олег с детства мечтал о путешествиях на Крайний Север. Участвовал в авто-снегоходных походах по полуострову Ямал, Таймыр. Увлекается автоспортом и является участником и призёром Кубков и Чемпионатов России по автоспорту.
Исаев Алексей
Родился в 1963 году в Москве. После окончания школы поступил в Московский авто-механический институт. Работал в НАМИ инженером-конструктором, испытателем. Позже занимал должности от механика до технического директора в различных компаниях, связанных с ремонтом автомобилей и установкой дополнительного оборудования. В 2000-2004 годах занимался обслуживанием рыболовецких судов, в том числе в Намибии. Технический редактор и автор статей в нескольких автомобильных изданиях. Участник автопробега Москва-Тикси-Москва и более мелких экспедиций.
18.02.2014
Вчера поздно вечером вышли на нулевой километр зимника «Ванкор». После прохождения всех необходимых формальностей и двух шлагбаумов решаем сделать короткую остановку на ужин и сон. Отмечаем изменение погоды – заметно падает температура и, что самое неприятное, усиливается ветер. Старт назначен на семь утра. Но увы, начать движение в запланированные сроки не удается. Причина до обидного банальна – во время ночной стоянки у одной из машин «прихватывает» радиатор и таким образом циркуляция жидкости оказывается нарушена. За бортом ниже сорока, а у нас на повестке дня непростая борьба с… перегревом мотора.
17.02.2014
17 февраля, 11 часов по московскому времени. Вездеходы экспедиции "Полярное Кольцо-2014" давно двигаются по дороге от Уренгоя. Пересекли полярный круг и скоро свернут на зимник, ведущий к Ванкору. Дорога хорошая, средняя скорость 15-17 км/ч. Полярная техника предназначена для преодоления арктических торосов и открытой воды Северного Ледовитого океана, как как мощный морж, который чувствует себя прекрасно в арктическом пейзаже. А по дорогам техника двигается неторопливо, медленно, но верно идя по намеченному маршруту.
Итак, мы стартовали! Правда, случилось это не 15, а 16 ноября (окончательно сборы были завершены поздно вечером и уходить «в ночь» было не разумно). Но как бы там ни было рано утром 16 ноября мы боевым порядком покинули гостеприимных дальнобойщиков и в сопровождении многочисленной группы провожающих двинулись в направлении зимника Вонкор. Погода как и все предыдущие дни солнечная и достаточно морозная (немного за 30). Двигаемся по асфальтированным дорогам общего пользования. Правда, даже в таких условиях скорость наших трансарктических автопоездов чуть больше 20 км/час. В общем, медленно, но уверенно. Через пару десятков километров произошла первая остановка по технической причине – прослабла цепь привода отдельного карданного передающего крутящий момент на редуктор заднего моста. Подтяжка заняла не более 20 минут. И вот мы снова в пути..Одно огорчает - короткий полярный день скоро закончился и нам приходится двигаться в темноте. Остановки на ночь не предусмотрено – наверстывая упущенное время мы будем двигаться круглые сутки. Кстати, утром (еще более морозным и солнечным) нас ждал приятный «сюрприз» – мы пересекли полярный круг, по поводу чего была организована короткая памятная фотосессия.
16.02.2014
Вездеходы заправлены, груз укомплектован. Сегодня, 16 февраля в 11 часов по местному времени путешественники отправились в путь, вышли на маршрут. Спасибо всем, кто тепло и радушно принял участников экспедиции в Новом Уренгое!
Сегодня, 16 февраля около 21 часов по московскому времени маршрутная группа вышла на связь. Вездеходы двигаются от Нового Уренгоя к дороге, которая ведет к поселку Тазовский через реку Пур. Путешественники планируют добраться до пересечения этой дороги с Полярным кругом и уйти на северо-восток по зимнику, в сторону Ванкорского месторождения. Участники экспедиции не планируют вставать на ночевку, а будут продолжать движение, сменяя друг друга за рулем.
14.02.2014
Сборы и подготовка техники вышли на финишную прямую. Маршрут откорректирован, необходимые разрешения получены, а все четыре одноосных прицепа поставлены на колеса и загружены. Была произведена даже глобальная предстартовая мойка экспедиционных машин (процесс «купания» проходил на прекрасно оборудованной базе «Газпрома») покрытых изрядным слоем грязи в ходе транспортировки из Москвы в Новый Уренгой. Согласно предварительным планам, завтра, 15 февраля в топливные баки наших вездеходов и стальные двухсотлитровые бочки, что установлены на прицепах, будут залиты первые две тонны арктического дизельного топлива. После чего Владимир Семенович Чуков даст долгожданную команду «по машинам». А услышав ее – мы наконец начнем не слишком быстро, отнюдь не по прямой (настоящие путешественники не ищут коротких путей), но при этом вполне уверенно, двигаться в направлении западного полушария нашей планеты.
11.02.2014
Второй день на базе дальнобойщиков в Новом Уренгое вся маршрутная группа (утром к нам присоединились три «отставших» участника экспедиции) была занята подготовкой машин и прицепов к переходу. Дело в том, что помимо банальной установки колес и загрузки снаряжения требовалось провести досборку прицепов и устранить «детские болезни» выявленные как на этапе перевозки техники из подмосковного Дедовска в Новый Уренгой, так и в момент разгрузки. Спешим успокоить – «болезни» оказались не страшными и по предварительным расчетам на их «лечение», и потребуется не более трех дней. После чего мы покинем гостеприимных дальнобойщиков из Нового Уренгоя и, собственно, уйдем на маршрут.
10.02.2014
Вот мы и добрались до Нового Уренгоя. Город встретил нас коротким но солнечным днем, тридцатью градусами мороза и прекрасно обустроенной "Базой дальнобойщиков". В полной мере присутствовала и радость человеческого общения. В аэропорту нас встретил большой поклонник езды по бездорожью и любитель экстримальных северных путешествий и Действительный член Русского географического общества Александр Еликов, а на вышеупомянутой базе нас ждал ее хозяин Рудольф Анзельм. Рудольф любезно предоставил в распоряжение экспедиционной группы не только теплые и чистые помещения для ночлега, но и, что гораздо важнее, отапливаемые производственные площади для финальной сборки и погрузки вездеходов и прицепов, доставленных на базу вечером. Кстати, для встречи с участниками экспедиции на "Базу дальнобойщиков" подъехали и такие известные в Новом Уренгое люди, как начальник финансового управления города Константин Егоров, советник городского главы Игорь Подовжний и руководитель джип-клуба поселка Пурпе Андрей Меньшиков (все они участники серьезных экспедиционных проектов). Ну а закончился день героической разгрузкой фургона, огромный кузов которого был доверху забит рамами прицепов, запасными шинами-оболочками, продуктам и экспедиционным снаряжением. На этом первый день экспедиции подошел к концу. Завтра нам предстоит разгрузить оба вездехода (предварительно поставив их на колеса), а затем заняться их загрузкой и параллельно окончательной подготовкой к большому северному переходу.