"Оставь свою печаль до будущей весны,
Ты видишь, улетают самолеты… "
Вчера, 5 февраля, завершились полеты самолета БТ-67 «Баслер» на станцию Восток по программе 58-й сезонной Российской антарктической экспедиции. С 3 по 5 февраля было выполнено три полета по трассе станция Прогресс-Восток-Прогресс на расстояние 1350 км в одну сторону. С помощью этих рейсов на станцию Восток было
доставлено более 5 т продовольствия и оборудования, боящегося мороза, а обратными рейсами на побережье залива Прюдс – группа специалистов 57-й зимовочной РАЭ, сотрудники 58-й сезонной РАЭ, научное оборудование и образцы ледяного керна из глубокой ледяной скважины. Заключительным рейсом станцию Восток покинули участники гляцио-бурового отряда во главе с заведующим кафедрой бурения скважин Национального минерально-сырьевого университета «Горный», профессором Николаем Васильевым и заведующим лабораторией Изменения климата и окружающей среды ГНЦ «Арктический и антарктический НИИ» Владимиром Липенковым.
Бурение в скважине 5Г было остановлено на отметке глубины 3543,56 м по длине ледяного керна. В нижних горизонтах извлеченного на поверхность ледяного керна
визуально были обнаружены минеральные включения. Между отметками глубин 3406 и
3460 м ледяной керн содержал «свежезамороженную» воду, поднявшуюся вверх по стволу скважины после проникновения бурового снаряда в водный слой подледникового озера Восток. Как известно, это событие произошло ровно год назад 5 февраля 2012 г. на глубине 3769,3 м. После отметки 3460 м в этом году прошлогодний и новый ствол скважины разошлись, и бурение продолжалось в теле ледника, а не в
«свежезамороженном» льду. Таким образом, до границы «лед-вода» осталось около 226 м.
Учитывая величину разовой буровой проходки 2,2-2,5 м за рейс, в грядущий летний
антарктический сезон 2013-14 гг. оставшаяся толщина ледника вполне проходима. Буровые операции на станции Восток будут возобновлены в начале декабря 2013 г., когда туда снова прилетит самолет БТ-67 «Баслер».Сейчас на станции Восток осталось 13 российских полярников во главе с начальником Павлом Тетеревым. Он опытный полярник, уже не раз работал в летних сезонах и зимовал на станции Восток, однако, в качестве руководителя станции находится в Антарктиде впервые. Свою административную должность с профессией инженера-буровика Павел вместе со своим коллегой Дмитрием Гришиным будет совмещать с работой по мониторингу состояния глубокой ледяной скважины и технически обслуживать буровое оборудование. Кроме них на Востоке зимой будут работать метеоролог Дмитрий Дрозд, магнитолог Анатолий Новак, геофизик Андрей Мельников, врачи Иван Ужакин и Андрей Паутов, механики Юрий Бояркин, Вячеслав Денисов, Алексей Климов, Алексей Василенко, повар Дмитрий Ли, и радиоспециалист – инженер по информатике Святослав Морозов.
Жизнь и работа зимой на полюсе холода планеты трудна и опасна. Именно здесь 21 июля 1983 г. был зафиксирован абсолютный минимум температуры воздуха на нашей
планете – минус 89,2⁰С. В связи с большой высотой расположения станции над уровнем моря (3488 м) здесь существует крайне низкое (пропорциональное атмосферному давлению) содержание кислорода в атмосфере, что также оказывает неблагоприятное влияние на организм человека. Но наибольшую опасность таят в себе не климатические условия, а полная изолированность коллектива станции от внешнего мира. Дело в том, что с марта по ноябрь на Восток не сможет прибыть ни одно наземное или воздушное транспортное средство. Мировая наука и промышленность еще не создала транспортных средств, эксплуатация которых была бы возможна при температуре ниже, чем минус 55⁰С.
Гидравлика шасси самолета и топливная аппаратура двигателей не приспособлена для работы при таких низких температурах. Когда 12 апреля 1982 г. в дизель-электростанции Востока случился пожар, среди некоторых наших отечественных полярников был рожден миф, что правительство СССР не хотело обращаться в Вашингтон за авиационной помощью, полагая, что американские самолеты «Геркулес» были способны прилететь на Восток и вывести погорельцев. Однако, на самом деле американские самолеты из-за наступления низких температур воздуха прекращают все полеты на Южный полюс уже 15 февраля, а к 25 февраля вообще покидают Антарктиду. Так что полярникам Востока придется рассчитывать только на свои собственные силы. Вся помощь с Большой Земли может быть ограниченна только устными или письменными консультациями через современные средства связи. Даже в космос, на околоземную орбиту, можно организовать спасательную экспедицию, а на Восток – нельзя. Так что, зимовка на Востоке для Святослава Морозова – члена отряда космонавтов, который дебютирует в составе 58-й РАЭ, станет прекрасной проверкой его профессиональных навыков и психологической
готовности к будущим полетам в космос.
Как обычно, почти весь коллектив станции, остающийся на зимовку, пришел на взлетно-посадочную полосу проводить своих коллег, улетающих домой. Радостные настроения одних в этот момент совместились с некоторой грустью или показной
бравадой остающихся. После взлета самолет традиционно сделает круг над тринадцатью российскими парнями и помашет им крыльями пред тем, как взять курс на север – к побережью Антарктиды, где его уже ожидает научно-экспедиционное судно «Академик Федоров». На десять месяцев наши ребята останутся наедине с белой снежной пустыней, а их коллеги сходят в судовую баню, как следует отоспятся и сядут за написание отчетов.
21 февраля судно планирует прибыть в Кейптаун, после чего «восточники» вместе с их
коллегами-зимовщиками станций Мирный и Прогресс улетят домой на рейсовых
самолетах.
Пожелаем же всем восточникам удачи, успехов, дружбы и здоровья!