Осуществление инвестиционного проекта «Строительство снежно-ледовой взлетно-посадочной полосы с зимовочным комплексом на антарктической станции Прогресс» было начато на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001года № 685 и финансировалось в рамках Федеральной Целевой Программы «Мировой океан» по подпрограмме «Исследование и изучение Антарктики». Стройка проходила крайне сложно с финансовой точки зрения. Достаточно сказать, что за первые три года строительства с 2003 г. по 2005 г. на стройку выделялось от одного до пяти процентов в год от необходимых средств. Несмотря на все сложности, стройка была завершена в соответствии с установленными и многократно откорректированными сроками к 31 декабря 2012 г.
Среди объектов вновь построенного комплекса станции Прогресс функционирует
служебно-жилое здание (СЖЗ), где расположены 26 жилых комнат (в каждой из которых предусмотрено размещение двух человек в сезонный период или одного – в зимовочный период), медицинский блок (хирургия, процедурная, стоматология, рентген, изолятор), кают-компания, камбуз, комнаты отдыха, бильярдная, тренажерный зал, радиостанция, пять лабораторий, офис станции, все бытовые помещения (шесть душевых, сауна, туалеты), а также все системы утилизации и очистки.
Выстроено здание электростанции-мастерских (ЗЭМ), включающее гараж-стоянку с
ремонтными постами на шесть тягачей, электростанцию, оснащённую четырьмя дизель-генераторами (2х160 кВт и 2х200 кВт) со всеми видами автоматики и управления, автоматическую котельную, комплекс водоподготовки, комплекс очистных сооружений, мастерские и ряд других вспомогательных служб.
Нефтебаза станции имеет в составе четырнадцать 75-кубовых топливных емкости,
комплекс приёмных и раздаточных насосных станций, специальную вертолетную площадку для доставки топлива в ёмкостях, эстакады для ГСМ в бочках, соответствующие топливные магистрали.
Снежно-ледовый аэродром с длиной взлётно-посадочной полосы (ВПП) 3000 и шириной 60 м может принять тяжелый самолет типа ИЛ-76. На аэродроме имеется КДП (Командно-диспетчерский пункт), оборудованный аппаратурой передачи со станции цифровых синоптических карт. КДП обеспечен доступом в Интернет и приёмом в режиме реального времени метеорологической информации с двух автоматических метеостанций, расположенных в районе аэродрома. Одна автоматическая метеостанция круглогодичного действия с солнечными батареями и возможностью регулярной передачи информации по каналам спутниковой связи расположена в дальнем торце ВПП. Вторая метеостанция расположена в районе перрона на КДП. Она задействована в период работы аэродрома и имеет кроме обычных датчиков, также датчики вертикальной и горизонтальной видимости. Введён в
строй аэродромный терминал со спальными местами на шесть человек, а также балок для ожидания на десять человек, оборудованный камбузом и туалетом.
Аэродромный комплекс оснащён автономной дизельной электростанцией.
Вертолетная площадка на территории станции имеет все виды обеспечения полетов, в
том числе и в темное время суток. Радиокомплекс станции включает:
- системы УКВ ретрансляции в радиусе 100 км от станции на 200 номеров, при этом все люди и транспортные средства, подключённые к этой системе, постоянно отслеживаются по своему местоположению и отображаются на электронной карте в радиорубке станции; Контроль перемещений экспедиционных групп в рамках системы безопасности
- систему широкополосной спутниковой связи, включая доступ абонентов станции в
систему Инмарсат, включение станции в телефонную сеть ААНИИ, получение двух каналов российского телевидения, которое ретранслируется по территории станции не только по проводам, но и по УКВ; Приемные антенны спутникового и радионавигационного комплекса- системы радиорелейной связи с аэродромом для передачи цифровой информации;
- компьютерную, телефонную, ретрансляционную и телевизионную сети в каждом служебно-жилом помещении зданий СЖЗ и ЗЭМ.
Комплекс станции Прогресс полностью принят в эксплуатацию с 1 января 2013 г. По
итогам работы приёмной комиссии ФГБУ «ААНИИ», все построенные объекты станции соответствуют проектной документации. Станция принята в эксплуатацию. Все имевшиеся замечания устранены. Строители покинули станцию на борту НЭС «Академик Федоров».
На ближайшие два года запланированы работы по очистке территории станции от
старых ветхих построек, строительного мусора и других отходов. На текущий момент станция Прогресс по своей инфраструктуре и техническому оснащению является передовой среди других российских антарктических станций – это новый экспедиционный центр российских исследований в Антарктике.
Мартьянов В.Л.,
начальник Логистического центра РАЭ