1 июня 2022 года на заседании Координационного совета по вопросам воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения Санкт-Петербурга при Правительстве Санкт-Петербурга была одобрена концепция «Арктический подвиг народа как новый вектор гражданско-патриотического воспитания молодежи Санкт-Петербурга». Она разработана Комитетом Санкт-Петербурга по делам Арктики.
Представляя концепцию, заместитель председателя Комитета Андрей Анохин заметил, что привнесение «арктического» компонента в систему гражданско-патриотического воспитания молодежи не только расширит тематическое поле нравственно-событийных ориентиров, но и станет значимым фактором успешной реализации государственных проектов, направленных на устойчивое развитие российского Севера.
В проектах в рамках концепции планируется участие ведущих вузов Санкт-Петербурга, осуществляющих подготовку кадров по специальностям, востребованным в Арктической зоне Российской Федерации. В рамках концепции предполагается проводить Всероссийский молодежный арктический форум, поисковые и волонтерские экспедиции в высоких широтах, стажировки и научные фестивали, создать медиапортал "Молодая Арктика".
Документ прокомментировал Герой Российской Федерации, знаменитый полярник Артур Чилингаров, который подчеркнул закономерность появления новых путей гражданско-патриотического воспитания именно в Санкт-Петербурге – городе, откуда уходили первые полярные экспедиции и где рождалась слава российского освоения Арктики.
Инициативу также поддержал Владимир Чуков - президент Экспедиционного центра «Арктика», заместитель директора по экспедиционной работе Проектного офиса развития Арктики: "В этом документе перечислен комплекс качеств, которыми должен обладать каждый, кому предстоит работать и жить в Арктике - целеустремленность, любознательность, решительность и так далее. Это мне напомнило "кодекс строителя коммунизма". Можно ерничать по этому поводу, но на самом деле структурировать качества, которые стоит воспитывать в ребятах, очень важно. И главное, с моей точки зрения, - реализация намеченных планов ни в коем случае не должна превратиться в какую-то формальность. Что такое воспитание? Воспитывать молодежь, стоя на трибуне, на кафедре в высшем учебном заведении, не получится. Воспитывать надо на живых примерах. И пока живы люди, которые начинали осваивать Арктику, необходимо обеспечить преемственность, передачу тех знаний и опыта, которые нарабатывались десятилетиями. Если подходить к этому делу формально, мы будем просто забивать ребятам головы какими-то неподкрепленными лозунгами. А надо, чтобы молодежь увидела, что у стариков глаза начинают светиться, когда они вспоминают свою молодость, когда они искренне говорят о тех годах, когда они пришли такими же неумехами на север, а превратились в специалистов-профессионалов. Там не приходилось думать, как специально привить любовь к Родине, к Арктике, к своей работе. Это все рождалось в них естественным образом, на исторических примерах первопроходцев. Вот это и есть настоящий процесс воспитания".