В этом году исполнилось 25 лет, как не стало В.М.Санина

Владимир Маркович Санин – известный советский писатель, путешественник, полярник, не раз побывавший в Антарктиде и на дрейфующих станциях Арктики.
Родился 12 декабря 1928 года в Бобруйске. Окончил экономический факультет МГУ. Впоследствии работал на Всесоюзном радио в отделе сатиры и юмора, в частности писал тексты для передачи «С добрым утром!».
Как писатель начинал с юмористических рассказов и повестей, полудокументальных книг о путешествиях по стране. Случай привёл его в высокие широты и в результате появился цикл повестей и романов об Арктике и Антарктике. Героями его книг стали представители профессий, требующих отваги и мужества – полярники, моряки, путешественники, пожарные.
Книги Владимира Санина пронизаны тонким юмором и иронией. Основная тема многих его произведений — испытания человека в трудных условиях.
Вот что он сам говорил о своём творчестве: «Некоторые читатели упрекают меня за преувеличенную восторженность, с какой я пишу о полярниках, летчиках, моряках. Наверное, она действительно имела место, особенно в ранних книгах, когда я смотрел на этих незаурядных людей широко распахнутыми глазами новичка. Однако, хотя с годами многое стало восприниматься более критически, мое литературное кредо не изменилось...
Одни пишут жизнь такой, какой она никогда не была и никогда не будет; другие — такой, какова она есть на самом деле. Я стараюсь писать жизнь не только такой, какова она есть, но и такой, какой бы я хотел ее видеть. Недостаток, но что поделаешь, если пишешь главным образом о людях, к которым испытываешь сердечную симпатию.»

С Владимиром Марковичем судьба свела нас весной 1985 года, когда наша группа "Арктика" совершала лыжный переход по льдам Карского моря от Северной Земли к Земле Франца-Иосифа. Одновременно с нами с острова Голомянного на ЗФ-И вышла группа под руководством нашего друга Юрия Подрядчикова. Это были первые шаги лыжников по арктическим дрейфующим льдам в автономном режиме - мы готовились к автономному переходу на Северный полюс.

Маршрут был крайне тяжелым. Спустя несколько лет, когда мы уже дважды дошли до полюса на лыжах, мы признались себе, что путь, пройденный нами в 1985 и 1986 годах между двумя арктическими архипелагами, был на много сложнее, чем путь на полюс. Но тогда, в 1985-ом, мы этого еще не знали.
Держа радиосвязь между группами мы двигались на запад, к острову Ушакова, где располагалась самая удаленная островная полярная станция. На 15-й день нам удалось достичь крохотного островка, затерянного во льдах Карского моря. Проведя сутки на полярной станции и приведя разбитые вдрызг санки-волокуши в относительный порядок, мы двинулись дальше, к Земле Франца-Иосифа.

Приближались майские праздники, а 10-го мая многим из нас нужно было быть в Москве - отпуск заканчивался. Опоздание грозило серьезными неприятностями на работе, а у кого и на службе. "Дорога" стала совершенно невыносимой. Движение по плавающим обломкам льдин можно было скорее назвать свободным плаванием, чем движением на лыжах. Результаты несколько дней отчаянных усилий продвинуться на запад, к ЗФ-И, оказались весьма скромными, а время неумолимо таяло.
Приняли решение вернуться на полярку и пробовать эвакуироваться с нее на Большую землю авиацией.

За это время группа Подрядчикова на остров все еще не вышла. Позже выяснилось, что ребята отклонились от курса и мимо острова "промахнулись". С трудом, путем синхронных обсерваций высоты Солнца, удалось определить, что группа находится севернее острова. Двигаться дальше на запад - безумие. Остается выходить к острову и завершать экспедицию. Самые драматические события стали развиваться на подходах, когда ребята уже могли видеть на горизонте ледяной купол о.Ушакова.
К северу от острова образовалась заприпайная полынья, требовалось ее обойти, но парни продолжали двигаться к острову по прямой. Лед становился все тоньше, порою превращаясь в нилас и предательски прогибался под весом лыжников. Вначале провалился один, потом другой, но все обходилось. Ребятам удавалось как-то выбираться на лед и вновь идти вперед.

Но вскоре произошло то, что не могло не произойти. Вперед "вырвался" один из самых легких участников перехода, без рюкзака, без санок, в расчете проскочить до белеющего впереди осколка льдины, вмерзшей в тонкий лед толщиною не более 3-4 см, идти по которому нельзя ни при каких условиях. Проскочить не удалось. Лед проломился, и "разведчик" оказался по горло в воде. Все произошло на глазах всей группы, но добраться до полыньи можно было только при помощи надувной лодки.

Рискую оказаться в воде, трое, кто был ближе к провалившемуся, накачали ЛАС-3 и держась за нее, то и дело проваливаясь, двинулись к полынье. Вытащить "пловца" из воды удалось не сразу. В общей сложности в ледяной воде он находился не менее 15 минут и, конечно, здорово переохладился. Руки уже не слушались, а язык - тем более.

Чудом к вечеру ребятам удалось вернуться по собственному следу до небольшой льдины, где можно было установить палатку, и заняться пострадавшим. Постепенно Николай начал приходить в себя, но о чем он рассказывал, понять было практически невозможно.
В это вечер Подрядчиков принял единственно правильное решение - вызывать вертолет для эвакуации пострадавшего, а значит и всей группы. Эту просьбу по радио несколько раз дублировал наш радист и вскоре ответ был принят - к группе Юрия Подрядчикова должен вылететь вертолет.
Вечер 3 мая, весь полярный народ за праздничными столами. В кают-компании на острове Среднем собрались полярники, летчики, офицеры-пограничники - практически все, кто был свободен от вахт и дежурств, поднимают тосты за долгожданную весну, за скорейшие отпуска, за горбачевский сухой закон... И в этом момент радист с КДП передает радиограмму, отправленную нами с полярной станции о.Ушакова.

Проходит минута-другая и Владимир Освальд - командир Ми-8 Диксонского авиаотряда, полярная легенда, о ком до сих пор помнят по всему Северу, принимает решение: "Летим." Весь экипаж в сборе, за столом, и через 20 минут вертолет берет курс на о.Ушакова. На борту Валерий Лукин, начальник "прыгающей" экспедиции, а сегодня Зам директора ААНИИ, Начальник РАЭ, начальник погранзаставы, еще какие-то люди и Владимир Маркович Санин, который вновь прилетел в Арктику, чтобы еще раз оказаться среди полярников, на самом краю Земли.

Как искали во льдах группу Подрядчикова, и как прошла эта встреча на льду Карского моря, можно писать отдельную поэму, но именно здесь мы и познакомились с Владимиром Марковичем.
С тех пор и до последних его дней мы не расставались. Он был чуть ли ни членом группы, принимал участие во всех наших встречах и сборах, внимательно следил за всеми нашими экспедициями, а в одной из последних своих повестей "Не говори ты Арктике прощай". рассказал и о событиях 1985 года и о нашей незабываемой встрече во льдах Карского моря.
Ещё по теме:
1. 1985 г. - Карское море, Первая Карская лыжная экспедиция. Впервые на лыжах пересечена восточная часть Карского моря и достигнут о.Ушакова.
2. "Советский писатель", 1989 г., В. Санин, "Не говори ты Арктике - прощай"
3. Сегодня нашему другу Валерию Лукину исполнилось 70 лет!!!!
4. "ЗВЕЗДА", 1988 г., №№ 6,7,8. В.САНИН, "Не говори ты Арктике – прощай" Повесть, в которой описана встреча и события, происходившие на льду Карского моря весной 1985 года.
5. 1986г. - "СКДА - спортивное обозрение", 1986 г., № 2

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Авиационное обеспечение:
Авиация ФСБ России
Партнеры экспедиции
Информационные партнеры
PR поддержка проекта
© EC-Arctic.ru 2001 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU Рейтинг@Mail.ru