ГЕРОИ АРКТИКИ - ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Герои Арктики - история и современность

Историко-географический Проект
в Рамках Международной гуманитарной программы
«Мир от Полюса до Полюса»


К 120-летию со дня рождения Героя Советского Союза Сигизмунда Леваневского,
к 85-летию трагического перелёта самолёта H-209 Сигизмунда Леваневского

Эпоха 30-х годов ХХ века - начало освоения заполярных пространств Советской Арктики. Это попытки осуществления первых сквозных плаваний по Северному Морскому пути легендарных судов «Сибиряков» и «Челюскин» за одну навигацию, это первая дрейфующая научная станция «Северный полюс», это первые шаги по созданию северной авиационной инфраструктуры СССР, первые в истории беспосадочные трансполярные перелёты советских пилотов - экипажей В. П. Чкалова и М. М. Громова - завершившиеся крупными успехами и победами в Арктике. Но была еще и третья попытка трансполярного перелета - самолёта ДБ-А Н-209 под командованием С. Леваневского, ставшая трагической страницей в истории освоения Арктики. В районе северного полюса на самолете вышел из строя один из двигателей. Некоторое время полет продолжался, но вскоре радиограммы в штаб перелета поступать перестали. Было принято решение о проведении поисков, но… самолет Н-209 с экипажем из 6 человек пропал без вести, и не найден до сих пор.

Возвращение легенды 1937 года должно стать достоянием современности. В настоящее время накоплены данные, доказывающие, что полёт самолёта Н-209 13-14 августа 1937 года завершился не катастрофическим падением в дрейфующих полярных льдах или на арктическом побережье. Обнаружены убедительные подтверждения, что экипажу удалось выполнить аварийную посадку, сохранить свои жизни, а также обеспечить работоспособность радиостанции, а значит, и возможность выхода в радиоэфир на частоте самолета Леваневского.
Мы - авторы Проекта - считаем, что поиски должны быть возобновлены, несмотря на давность событий, пока не будут расставлены все точки над i в прояснении фактов трагического завершения воздушной экспедиции, возглавляемой опытнейшим полярным пилотом, Героем Советского Союза №2, Сигизмундом Александровичем Леваневским. Продолжение поисков является нашим долгом, и вопросом национального престижа России!

В истории Арктики имеется немало примеров успешных поисков пропавших экспедиций:
- спустя 33 года был обнаружен лагерь и останки участников экспедиции шведского естествоиспытателя Соломона Андре, пытавшихся достигнуть Северного полюса на воздушном шаре «Орёл»;
- через 168 лет найдено легендарное судно Джона Франклина "Террор", затонувшее вблизи Баффиновой Земли;
- через 75 лет на Камчатке найден американский самолёт времён Великой Отечественной войны, летевший по маршруту ленд-лиза;
- по прошествии более 60 лет был найден самолёт, за штурвалом которого во время Второй Мировой войны находился пропавший без вести знаменитый французский писатель и пилот Антуан де Сент-Экзюпери.

Поиски пропавшего Н-209 начались сразу же после того, как он не прилетел в порт назначения - Фэрбэнкс (США), и не вернулся домой в СССР. Все вылеты - как советских, так и американских пилотов - проводились преимущественно по планируемому маршруту полёта Н-209 - до берегов Аляски. Незамеченным осталось мнение штурмана А.В. Белякова, который в своей статье в газете «Правда» еще в 1937 году озвучил сомнения в достаточности горючего для достижения Аляски после возникновения аварии одного из двигателей Н-209 и предположил два варианта продолжения маршрута полета: возвращение на остров Рудольфа (Земля Франца-Иосифа) или поворот к Земле Гранта (остров Элсмир Канадского Арктического архипелага).
Первая серия полётов и выходы судов продолжались целый год после трагедии - до постановления Совнаркома СССР в сентябре 1938 года о прекращении поисков.
Начавшаяся Вторая Мировая война и последовавшая после этого "холодная война" между СССР и США, отвлекли внимание от трагедии Н-209.
В дальнейшем пик интереса к теме пришёлся на конец 1980-х годов. Наиболее активно темой в тот период занимались с нашей стороны - Ю.П. Сальников, Н.В. Якубович, М.А. Чванов, и П.А. Новокшенов, а с американской - У. Курильчик, пилот Р. Ширдаун и Бил Тума. Поиски велись в Якутии и у побережья Аляски вплоть до начала 2000-х годов. Безрезультатно!

Следующий пик интереса к теме самолёта Леваневского можно датировать рубежом второго тысячелетия и началом 2000-х годов. Тогда-то впервые и были озвучены М.А. Ильвесом и В.И. Елецким предположения о том, что поиски следует перенести на побережье канадского острова Элсмир, что стало возрождением предположения штурмана А.В. Белякова 1937 года.

Сегодняшний этап поисков Н-209 активизирован и осуществляется Экспедиционным центром «Арктика» Московского отделения РГО. В течение нескольких последних лет члены инициативной рабочей группы провели большой объем работ, исследуя и анализируя имеющуюся информацию. Результаты этой работы заслуживают внимания.

Обоснование необходимости проведения новых поисков самолёта Леваневского.

• Найдены достоверные подтверждения, что радиостанция самолёта Леваневского, которая имела позывной "РЛ", выходила в эфир вплоть до конца сентября 1937 года, то есть, как минимум, полтора месяца члены экипажа самолёта Н-209 были живы, сохраняли работоспособность радиостанции, и предпринимали попытки выхода в эфир, чтобы передать данные о местонахождении терпящих бедствие. До сих пор организаторами поисков этот факт игнорировался или относился к разряду недостоверных.

• Именно на территории Канадского Арктического архипелага, на широте 83º С.Ш. расположены «ледяные горы», о чем говорилось в одной из последних радиограмм, принятых с самолета «…вижу ледяные горы…».

• Именно в северной части о. Элсмир, изрезанного широкими заливами (Мак-Клинток, Дизраэли и др.) расположен обширный шельфовый ледник, упирающийся своей северной частью в небольшой остров Уорд Хант. Ледник не стаивает в течение всего полярного лета и представляет собою вполне подходящую площадку для посадки терпящего бедствие самолета. В этих местах авторам настоящего
Проекта удалось побывать в конце июня 1998 г. и прийти к выводу о возможности выполнения посадки самолёта типа ДБ-А в этих условиях.

• Имеющиеся современные технологии и средства обеспечения инструментального, в том числе космического, контроля позволяют провести на качественно новом уровне, тщательные многоплановые поиски, как на открытых пространствах побережья, так и в иных естественных природных средах, таких как, вода, лёд, ил, лёсс, либо иные осадочные образования.

• Данный Проект очень нужен нам сейчас, ибо он относится к малоосвоенному с точки зрения общественного дискурса полю и направлен на воспитание истинного патриотизма, гордости за великое историческое наследие нашей страны в области освоения Арктики и становления отечественного самолетостроения России. Поэтому присутствуют основания для того, чтобы отнести эту инициативу к наиболее значимым общественным национальным проектам.

Экспедиционный центр "АРКТИКА" совместно с партнерами - общественными российскими организациями, консолидирует усилия специалистов многих профилей, чей опыт необходим для выработки целевых решений на основе результатов дальнейшей исследовательской аналитической работы с имеющимися архивными документами и материалами космической фотосъемки. Главная задача - определение наиболее вероятных мест возможной посадки самолёта Н-209 Сигизмунда Леваневского 14 августа 1937 года и подготовка к натурной экспедиционной поисковой деятельности в этих районах.

В целях обеспечения комплексного подхода к решению поставленных задач авторы Проекта приглашают к участию такие государственные структуры, организации и компании, как:

- Федеральное Собрание Совета Федерации;
- МИД РФ;
- Министерство обороны РФ;
- Российская академия наук РАН;
- Росавиация;
- Госкорпорация РОСКОМОС;
- Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации
- ПАО "Газпром";
- Росгидромет;
- Росархив;
- Международный Центр научной и технической информации;
- Российское Историческое общество;
- Русское Географическое общество;
- Общественная палата РФ
- Северо-Западный Институт управления РАНХиГС
- АНО «Команда Арктики»
- Проектный Офис развития Арктики;
- Русское Космическое общество и другие.

К информационному и PR-сопровождению настоящего Проекта организаторы приглашают:

- Медиа-холдинг "Звезда";
- Медиа-холдинг "Комсомольская правда";
- Издательский центр "Крылья Родины";
- Издательский центр "Отечественные записки" и другие центральные и региональные СМИ.
В целях координации деятельности создается Оргкомитет проекта, председателем которого является Специальный представитель президента Российской Федерации по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Герой России, Герой Советского Союза Артур Николаевич Чилингаров.

Общий план мероприятий и работ по Проекту включает в себя широкий комплекс информационно-просветительской деятельности среди молодежи: встречи, конкурсы, мастер-классы, краеведческая и научно-исследовательская работа, а также тесное взаимодействие со СМИ, включая современные информационные технологии и средства коммуникации.


Контакты: Экспедиционный центр "АРКТИКА" МГО РГО,
ec-arctic@yandex.ru , www.ec-arctic.ru

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Авиационное обеспечение:
Авиация ФСБ России
Партнеры экспедиции
Информационные партнеры
PR поддержка проекта
© EC-Arctic.ru 2001 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU Рейтинг@Mail.ru