В Швеции сегодня начали делить Арктику

14 и15 мая в Кируне, самом северном городе Швеции, собирается Арктический совет, который во многом решит дальнейшую судьбу Арктики – этого самого перспективного с точки зрения добычи углеводородов и судоходства региона нашей планеты. Определится там в значительной мере и дальнейшее место в арктических делах России, которая давно строит в этом направлении далеко идущие планы.

Пока в Арктический совет входят Канада, Дания, Норвегия, Швеция, Россия, США, Исландия и Финляндия, а также шесть ассоциаций коренных народностей Севера, напоминает сайт pronedra.ru. Заседания Арктического совета, созданного в 1996 году, проходят регулярно – дважды в год. Но именно на нынешней сессии все участники должны сделать специальное заявление, связанное с окончанием первого цикла председательства восьми государств.

Нынешний форум многие эксперты, отмечает издание, уже назвали историческим, так как он имеет огромное значение не только для Москвы, но и для других участников Совета. Специалисты считают, что в ходе заседания Россия попытается воспрепятствовать претензиям на участие в освоении Арктики таких «нерегиональных игроков», как Евросоюз, Индия, Китай и целый ряд других претендентов. Финляндия, Швеция и Дания готовы предоставить статус постоянного наблюдателя в Совете Евросоюзу, который уже обладает статусом временного наблюдателя. Исландия и страны Скандинавского полуострова в свою очередь готовы принять на постоянной основе еще одного временного наблюдателя – Китай.

Россия всему этому противится, обоснованно опасаясь, что такое расширение Совета грозит размытием эксклюзивных претензий на Арктику, которые имеют Москва и ряд других постоянных членов Арктического совета. В ответ оппоненты России угрожают создать новую организацию, куда смогут войти все желающие, превратив тем самым Арктику в «общечеловеческое достояние» – по подобию Антарктиды.

Ставки, которые делают на Арктику многие нынешние и потенциальные мировые игроки, действительно очень высоки. По данным американских ученых, которые приводит сегодня «Коммерсант», в открытых морях Северного Ледовитого океана находится 13% общемировых неразведанных запасов нефти и 30% запасов газа. Открытие же Северного морского пути (от Берингова пролива к Баренцеву морю) позволит сократить традиционный маршрут доставки грузов из Азии в Европу (через Малаккский пролив) на 2500-4000 морских миль, то есть на 10-14 дней и сотни тысяч долларов. Таяние льдов расширило возможности морской навигации по этому пути: если в 2010 году этим маршрутом прошли всего два судна, то в 2012-м – уже 46.

До недавнего времени борьба за сферы влияния в Арктике шла в основном между самими членами Арктического совета. Теперь же членами этого клуба в ранге постоянных наблюдателей хотят стать еще 14 государств и организаций, среди которых ЕС, КНР, Индия, Япония, Южная Корея, Greenpeace. Россия не хочет допускать новых игроков в Арктику. На последнем заседании Арктического совета с подачи российской делегации был одобрен первый документ, очерчивающий критерии для получения статуса наблюдателя в Совете. На этот раз Москва намерена пойти дальше.

По данным издания, российская делегация во главе с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым постарается убедить членов Совета в необходимости принятия «Руководства для наблюдателей», а в нем четко прописать правила наделения этим статусом новых игроков. В частности, ни одному из них не предполагается давать место постоянного наблюдателя. Права же стран и организаций-наблюдателей предлагается существенно ограничить: по сути, они смогут лишь присутствовать на мероприятиях Совета, но не будут никоим образом влиять на его решения. При этом они обязуются признавать суверенные права приарктических государств в Арктике.

На страницах KM.RU эксперт Академии геополитических проблем П.Белов уже рассказывал, что сегодня Арктика стала территорией, где столкнулись политические и экономические интересы многих акторов мировой сцены. Что же касается России, то Арктика имеет для нее поистине первостепенное значение – пусть даже себестоимость добычи арктических углеводородов пока явно проигрывает разработке тех же ближневосточных месторождений. Ведь пока на Россию приходится всего чуть более 5% мировых разведанных запасов нефти, в то время как, например, на Саудовскую Аравию – 19%, на Венесуэлу – 15%, а на Иран – 10%. А вот распределение углеводородных запасов мировых шельфов, напротив, складывается в пользу России, если она, конечно, отстоит права на те огромные участки арктического шельфа, на которые сейчас претендует. Всего на Арктику приходится почти 60% углеводородных мировых шельфов.

Огромные перспективы перед Россией открывает и процесс потепления мирового климата, который в обозримой перспективе может сделать арктический путь свободным для торгового судоходства круглогодично. Как известно, через Арктику проходят два трансокеанских морских маршрута – Северный морской путь (арктическая зона России) и Северо-Западный проход (арктическая зона Канады), соединяющих Атлантический и Тихий океаны. По обоим этим маршрутам путь на 6000-9000 километров короче, чем через Панамский и Суэцкий каналы. Именно этим объясняется интерес к имеющим стратегическое значение северным морским путям (проходам) со стороны значительной группы стран – прежде всего США, исповедующим доктрину «свободы морей», а также Норвегии и Канады.

Подтверждениями же подобных эффектов повышения температуры приземного воздуха могут служить нижеприведенные рисунки, верхний из которых отражает темпы уменьшения площади морского льда (%), а нижний – неблагоприятные климатические явления на континентах, обусловленные приостановкой течения Гольфстрим. Причина последнего – большой объем легкой пресной воды, образовавшейся вследствие таяния льдов Арктики и заставившей уйти вглубь теплые и тяжелые (соленые) воды этого морского течения.
Стоит обратить внимание на благотворность отмеченных здесь изменений только лишь для России, являющейся страной с самым холодным климатом, а также на то, что это, в свою очередь, неизбежно повышает для России риски внешней агрессии, вызванные ростом ее ресурсной привлекательности.

В настоящее время в отношениях приарктических государств все более остро начинают проявляться проблемы, связанные с разграничением арктических территорий. В соответствии с нормами международного права протяженность континентального шельфа государств, имеющих морские границы, составляет 200 морских миль от побережья (так называемая экономическая зона). В то же время Конвенция ООН по морскому праву предусматривает возможность того, что в случае, если какая-либо страна сможет доказать, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением ее континентальной платформы, данная часть арктического шельфа будет признана ее собственностью.

Вот почему возросшая активность России в Арктике (экспедиция «Арктика-2007» в район Северного полюса и поход туда в 2010 году исследовательского судна «Академик Федоров» и атомного ледокола «Ямал») вызывала бурную негативную реакцию на Западе. Ведь их основной задачей как раз и являлся сбор материалов для обоснования права России на расширение своей экономической зоны в Северном Ледовитом океане. В российской заявке в Комиссию ООН по внешним границам континентального шельфа подводный хребет Ломоносова, проходящий под вечными льдами Северного полюса, предложено считать продолжением Сибирской континентальной платформы. То же касается и хребта Менделеева, расположенного восточнее. Юридически это означает, что запрашиваемые территории находятся в области «континентального шельфа», принадлежащего России.

В настоящее время претензии на ресурсы арктического шельфа предъявляют также США, Канада, Норвегия и Дания. Последняя считает своей территорией и Гренландию, имеющую значительную автономность. Не так давно Дания провела собственную арктическую экспедицию, однако ее результаты, судя по материалам СМИ, во многом разочаровали организаторов, поскольку поставленные цели по сбору доказательств принадлежности Дании других полярных территорий не были достигнуты. Канада же настаивает, что хребет Ломоносова в Арктике является частью ее территории, и намерена доказать это в ООН.

В свою очередь, США претендуют на ту часть морского дна в северной части Чукотского плато, которая граничит с Аляской, и для доказательства своих прав в рассматриваемом районе американцы также направляли экспедиции. Однако по нормам международного права США могут заявить свои претензии лишь на относительно небольшой сектор Арктики. Как следствие, из Вашингтона все чаще раздаются предложения о международном использовании арктических ресурсов и необходимости открытого допуска к ним транснациональных корпораций.

США, кстати, остались единственной страной, которая еще не присоединилась к Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года. Причем, как отмечал недавно на страницах ИА REGNUM эксперт ИМЭМО РАН Павел Гудев, необходимость их присоединения к Конвенции долгие годы непосредственно увязывалась с арктической тематикой, в особенности после того, как Россия в 2001 году первой из всех приморских государств подала свою заявку в Комиссию по границам континентального шельфа, а в 2007 году установила свой государственный флаг на дне Северного Ледовитого океана. Однако как для России, так и для других арктических государств вопрос о том, присоединятся ли США к Конвенции или нет, имеет второстепенное значение. Гораздо более важная проблема заключается в том, будут ли США в полной мере применять ее положения. Дело в том, что США нигде не ограничивали протяженность своего континентального шельфа. Эта позиция была первоначально изложена в заявлении президента Г.Трумэна «О политике США в отношении естественных ресурсов недр и морского дна континентального шельфа» (1945), затем – в «Законе о внешнем континентальном шельфе» (1953) и, наконец, в «Законе о твердых полезных ископаемых глубоководных районов морского дна» (1980). Более того, США как участник Конвенции о континентальном шельфе 1958 года имеют возможность разработки его ресурсов до тех глубин, до которых это позволяют сделать существующие технологии. Таким образом, Вашингтон может в любой момент заявить о приоритете своего национального законодательства и распространить свою юрисдикцию на всю протяженность подводной окраины материка, начиная от береговой линии и заканчивая границей глубоководных районов морского дна.

Серьезные претензии на Арктику имеет сегодня и Норвегия, которая в 2006 году заявила в ООН, что хребет Ломоносова начинается на ее, а не на российской территории. И в 2009 году комиссия ООН признала претензии Норвегии на участок шельфа в Баренцевом море площадью в 235 000 квадратных километров, из которых 175 000 квадратных километров с 1926 года считались арктическим сектором нашей страны.

В спор за Арктику включилась даже Великобритания, которая претендует на богатую углеводородами территорию радиусом более 200 морских миль и предпринимает попытки доказать свои права на скалу Рокалл, которую считают своей также Исландия и Дания.

Кроме того, в последние годы активизируют свои действия в Арктике Германия, Южная Корея, а также Китай, который пытается приобрести 300 квадратных километров островной территории Исландии с целью создания своего форпоста на пути из Поднебесной в Европу и обратно через Северный морской путь.

В целом по большинству территориальных проблем Арктики каждая из участвующих в решении спорных вопросов стран преследует свои собственные интересы. Тем не менее в одном вопросе геополитические конкуренты России достаточно быстро выработали практически единую позицию: требование интернационализации Северного морского пути, контроль над которым принадлежит России. Такое требование поддерживает даже Канада, хотя свой участок арктического маршрута она предпочитает считать исключительно собственным достоянием.

Вот такой «серпентарий» собрался в эти дни в шведском Кируне. Окончательное решение Арктический совет должен принять на своем заседании в среду. Основную же работу по продвижению своей инициативы об ограничении числа постоянных членов организации российской делегации предстоит провести уже сегодня в ходе двусторонних встреч и за рабочим ужином участников Совета.

(КМ.РУ, Иван Гладилин)

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Авиационное обеспечение:
Авиация ФСБ России
Партнеры экспедиции
Информационные партнеры
PR поддержка проекта
© EC-Arctic.ru 2001 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU Рейтинг@Mail.ru