2007 г - Экспедиция "Полярное Кольцо" 3 этап, 2007

Дневник экспедиции “Полярное Кольцо» - 2007 год
Экспедиция Полярное Кольцо - 2007 стартует 3 апреля

Завершено согласование вопросов, связанных с изменением маршрута и сроков
экспедиции "Полярное кольцо" на 2007 год.


В состав маршрутной группы вошли:

Александр Борисевич (Республика Беларусь, Минск),
Василий Елагин (Россия, Москва),
Олег Кажарский (Россия, Москва),
Александр Макаров (Россия, Москва),
Афанасий Маковнев (Россия, Москва),
Илья Фрейдович (Россия, Москва),
Владимир Чуков (Россия, Москва).


Отправка техники и выезд членов экспедиции из Москвы к точке старта – 3 апреля 2007 г.


Работа с маршрута на радиолюбительских диапазонах будет осуществляется под позывными R3CA/1, R3CA/9, RU3AWF/1, RU3AWF/9. Координатор связи - Юрий Заруба (UA9OBA).


Экспедиция движется на север
Утром 4 апреля транспорт с экспедиционными грузами, двумя вездеходами "Торос" и четырьмя прицепами на борту, а также автомобиль с 7 участниками двинулись в сторону Воркуты.

Путешественники проедут через Владимир, Нижний Новгород, Вятку, Сыктывкар, Ухту.

В Сосногорске вездеходы подготовят к старту, будет установлено необходимое навигационное оборудование и экипажи двинутся в путь.


Экспедиция Полярное кольцо: 6 апреля
Добрались до Ухты микроавтобусом (участники) и трейлером (вся техника) после обеда. Проехали через город не останавливаясь в направлении Сосногорска. В поселке Усть-Ухта увидели, что реки Ижма и Ухта свободны ото льда и движение по ним невозможно. Стало понятно, что надо скорее бежать от весны на север.
Сделали попытку проехать вдоль левого берега р. Ижма в попытке обойти открытую воду. Это не удалось, зато от местных буровиков узнали о существовании дороги через Нижний Одес на Малую Перу и Ижму. Окончательно приняли решение идти этой дорогой. К вечеру выгрузились из машин у поворота трассы на Нижнюю Перу.

Экспедиция Полярное кольцо: 7 апреля
В течение всего дня готовились к выходу на маршрут – собирали прицепы, размещали грузы и т.д. Съездили на фуре до ближайшей бензоколонки в Нижнем Одесе и заправили дизельным топливом четыре 200-литровые бочки. Погода не баловала – шел мокрый снег, небо хмурилось. К вечеру все было готово для старта. Решили выходить на следующее утро. Легли спать около полночи.


Экспедиция Полярное Кольцо: 8 апреля
Встали в 6 утра, позавтракали вкусной кашей. Свернули лагерь, вышли на маршрут.
Первый экспедиционный день обычно посвящается устранению различных досадных мелочей, предусмотреть которые заранее весьма сложно. Так было и в этот раз. Во второй половине дня, когда за кормой остались первые полсотни километров дороги, переломилась ступица колеса на одном из прицепов. Поэтому решили встать на ночлег пораньше. С ремонтом нам помог сварщик на ближайшей буровой, за что ему огромное спасибо.


Экспедиция Полярное кольцо: 9 апреля
Подъем в 5:50. Позавтракали полярным рационом. Вышли на маршрут в 9:10. Двигаемся красивейшей дорогой. Много спусков и подъемов, ледок. Используем 1-ю и 2-ю передачи. Движемся к п. Малая Пера. Машины ведут себя отлично.

Остановились на перекур в 9:55. Неподалеку - красивое место: протекает ручей, обрывистые берега, покрытые снегом. Снимали на фото и видео.

В начале одиннадцатого удалось провести первую радиолюбительскую связь с «борта» вездехода. Корреспондентом был Геннадий (UR5MFV). Оказывается, что он долго работал в Сосногорске – недалеко от начала нашего маршрута.

В 10:30 продолжили движение. Снова крутые подъемы и спуски. Дорога идет через тайгу. Через час – снова короткая остановка. Подтянули гайки на ступицах колес.

12:00 - движемся по водоразделу рек Малая Пера и Сэдэьвож. Переваливаем через высотку «201 м» и подходим к с. Малая Пера. Видим, как на поле лисица «воюет» с воронами за кусок чего-то.

В 12:35 вышли к п. Малая Пера и железной дороге Ухта – Воркута. На переезде остановились пропустить товарный состав. Обменялись приветствиями с машинистами головного тепловоза.

13:00. Идем параллельно железнодорожному полотну по дороге на Ираёль. Через полчаса остановились на перекус. Заодно занялись выяснением, откуда взялся сильный запах дизельного топлива. Подтянули хомут. Не холодно, иногда идет слабый снежок.

В 15:56 поехали дальше. К 16:26 добрались до поворота дороги на Ижму и двинули по ней на С-СЗ. Дорога – прямая, длинная бетонка, пробитая через тайгу – частично покрыта снегом. Стараемся держаться белых «островков» и обочины чтобы не трепать колеса. Погода – хорошая, солнце.

В 20:30 встали на ночлег, свернув с дороги проехав сотню метров в лес. Поужинали и в начале первого отбились.


Экспедиция Полярное Кольцо: 10 апреля

Проснулись позднее обычного – в 7 часов. На маршрут вышли в 9:45. Через несколько километров движения по дороге догнали Василия Елагина, совершавшего утреннюю зарядку.

10:38. Движемся по вчерашней дороге, свободной от снега. При первой возможности съезжаем на параллельную ей колею, проделанную в глубоком снегу гусеничной техникой. Через некоторое время дорожка уходит направо в лес. Немного поплутав, возвращаемся на главную трассу и въезжаем в п. Ижма.

Поселок достаточно большой, есть даже небольшая площадь перед местным домом культуры, где мы и сделали короткую остановку. Рядом расположена церковь без креста и с заколоченными окнами. Есть сотовая связь – воспользовались случаем сделать несколько звонков. Во время нашей короткой и стоянки пообщались с местным населением. Вездеходы вызвали живейший интерес.

В 12:25 выехали на реку Ижма. По ее замерзшему руслу только что оленеводы увели стадо на север – весь снег взрыхлен оленьими копытами. Мы отправились тем же курсом и через 20 минут догнали стадо. Запоминающееся зрелище: впереди каюр на нартах и пара животных, следом – основной «клин», подгоняемый парой помощников и проворными собаками, в самом хвосте – «лентяи»…

Ближе к обеду встретили рыбака. Сам он с Алтая, в этих краях у него сын на буровой. Вот и ловит рыбку алтаец с 5 утра на хорошем морозце, крепкие люди!

13:35 Связались с курской коллективной радиолюбительской станцией RW3WWW. Получили информацию, что данные с маршрута о местоположении, погодных условиях и короткие сообщения доходят до серверов сети Интернет благодаря радиолюбительскому сообществу, что не может не радовать.

В 14:30 встали на перекус у правого, очень живописного берега реки и в 16:13 отправились дальше.

17:55 подходим к устью реки Ижма. Встретили пацанов, которые на льду реки расчищали прямоугольную площадку. Наше появление вызвало у них явное замешательство, один даже бросился на утек. Мы поспешили успокоить ребят, что, мол, все в порядке, мы не рыбнадзор и проч. Начали расспрашивать за жизнь. Ребята угрюмо отвечали, что площадку расчищают для хоккея, хотя она явно больше годилась для постановки сетей.

Зато через полчаса, напротив поселка Малое Галово, нас окружила стайка ребят и девчат 7-12 лет, которых мы с удовольствием покатали на наших машинах. Сделав несколько фотографий на память мы отправились дальше.

Экспедиция Полярное Кольцо: 11 апреля
Подъем, как всегда, в 7:00 по московскому времени. Вылезаем из спальников и начинаем борьбу с утренним морозцем (около – 18С).

Завтрак. Потом - мелкие ремонтные работы. Без них не обходится любое серьезное путешествие, как бы хорошо подготовлено оно не было. Например, возникла необходимость дополнительно утеплить и загерметизировать кабины машин - в пургу через любую, даже самую маленькую щелочку, наметает сугробы снега.

Заводим моторы в 8:50 и снова в путь по реке Печора! Через 10 минут проходим мимо Усть-Цильмы – довольно крупного поселка, куда даже дотянулась сотовая связь.

Вскоре встречаем «газик», переезжающий реку. Остановились и пообщались с его двумя пассажирами. Примерно представляя возможные вопросы, мы уже часто отвечаем на них заранее – откуда/куда, колесная формула, двигатель и проч. В очередной раз убеждаемся в том, что такой вездеходный транспорт очень востребован в этих местах.

Продолжаем свой путь по отличной погоде: ослепительное солнце, небольшой морозец с легким ветерком. В полдень остановились на полчаса размять ноги под обрывистым берегом небольшого островка.

Маршрут этого года мы идем на двух вездеходах. Каждый вездеход буксирует по два прицепа. На фотографиях видно, что впереди прицепа располагаются пластиковые бочки с продуктами и снаряжением, а на корме – 200-литровые бочки с топливом. В головной машине – Чуков, Фрейдович, Макаров, Кажарский. Эта машина оборудована системами радио и спутниковой связи, а так же навигации. Во втором вездеходе – Борисевич, Елагин, Маковнев. Управляют машинами две пары водителей.

С 14:10 до 16:00 «пристали» к берегу и устроили обед. За это время поправили крепление груза на прицепах, очистили от налипшего снега воздухозаборники, переустановили УКВ радиостанцию на одной из машин.

Через полтора часа после начала движения в баке головного вездехода закончилось топливо. Вынужденную остановку использовали также для фото и видеосъемки, работы в эфире с радиолюбителями.

В 17:20 – знаменательное событие: экспедиция пересекла Полярный круг (66 град. 33 мин. С.Ш.).

В 21:15 остановились на ночлег в 3 км от входа в протоку Харъяхский Шар. 23:45 – отбой.


Экспедиция Полярное Кольцо: 12 апреля
Поднялись в 6:50, позавтракали, «стали на крыло».
Перед выездом занесли опорные точки в штурманский GPS, т.к. впереди скоро тундра и менее очевидные дороги.

Через 4 километра ушли налево в длинную и узкую протоку. Срезая излучину протоки вовремя заметили обрывчик высотой 1,5 – 2 метра и успели затормозить перед ним. Стоя с двумя прицепами на спуске в нескольких метрах от обрыва, головной вездеход не в состоянии самостоятельно отъехать назад. Поэтому пришлось отцеплять прицепы от второй машины и подгонять ее на помощь - тянуть сзади. Благополучно завершив маневр, выстроились в походную колонну и спустились на лед в другом, более подходящем месте.

В 9:36 при движении по протоке провалился лед под последним прицепом головной машины. Впрочем, в вездеходе это почти не почувствовалось – за счет тяговитости дизельного двигателя и инерции «автопоезда» прицеп тут же выпрыгнул из полыньи.

Через час добрались до последнего на нашем пути поселка, расположенного на реке Печора – Харъяха или Харъяга. Как гласит небольшой памятный знак, поселок был основан в 1931 году. На знаке укреплена капсула, вскрыть которую надобно в 2031 году. Недалеко – небольшой скверик с памятником павшим в годы Войны.

Дальше путь стал не так очевиден. Сначала куда-то пропали следы «Урала», потом осталась одна снегоходная колея, которая завела нас в довольно густой лесок. На этом, достаточно непростом пути, возникли проблемы с креплениями одной из шин, а так же, как оказалось немного позднее – от удара о дерево немного помялась рама одного из прицепов.

Пришлось основательно повозиться и выправить прицеп на импровизированном стапеле из сухостоя с помощью лебедки и вездеходов. Заодно и пообедали. Это задержало нас до 18:05.

С трудом вырвались из подлеска на просеку и по глубокому снегу добрались до нескольких домов селения Гусенцы в 18:50. Там встретили двух мужиков, заготавливающих дрова и более никого. От них же узнали, что некоторое подобие дороги есть вплоть до поселка Коткино.

После недолгого общения с селянами, мы вывели свои машины на лед реки Сула и по снегоходному следу покатили на северо-запад, к тундре.

Уже в темноте, в 21:30, подошли к Коткино и встали на ночлег в 2 км от села, на краю леса.

Экспедиция Полярное Кольцо: 13 апреля
Пятница 13-е. 6:00. Как обычно – ранний подъем. Мы уже в Ненецком автономном округе
Архангельской области – вчера пересекли границу.

Кроме завтрака и сборов в путь – регламентные работы по технике. Необходимо осмотреть все основные узлы, подтянуть крепеж и ремни, проверить уровни масла, тосола и проч. Все работы закончены к 11:00 и мы выезжаем. По пути делаем короткую остановку в поселке Коткино, чтобы заварить все еще вызывающий беспокойство прицеп. Поселок большой, тянется вдоль реки почти на километр. 500 жителей, большая двухэтажная кирпичная школа, механические мастерские, своя дизельная электростанция и спутниковая телефонная связь. Весной и осенью, в короткие периоды
навигации, по реке завозят все основное. А вот из дорог – одни только зимники. Поэтому основное средство передвижения – снегоходы «Буран» с прицепленными к ним санями.

В момент нашего прибытия в Коткино местные целая делегация местных жителей на 15-ти «Буранах» выехала в пос. Индига с концертом художественной самодеятельности. А это более 120 км по тундре на открытых «мотоциклах» и в санях, обложенных шкурами. За рулями – мужчины, в санях – женщины. Нам по пути. Только за «Буранами» не угонишься – наша маршрутная скорость по тундре раза в два медленнее: 20-25 км/ч.

И вот, наконец, мы идем по тундре. Погода хмурая, линия горизонта едва различима, теней почти нет. Впереди вьется след «Буранов». Дорога отмечена вешками – три чахлых березовых ствола поставлены в пирамиду, от одной вешки видна следующая. Иногда дорога отмечена пустыми бочками из-под топлива. Один раз попался «дрын», с прицепленным к нему желтым светоотражателем.

Выбрав низинку, в 14:30 останавливаемся на обед. Через час продолжаем движение. На подъеме на одну из возвышенностей на головной машине кончается топливо. 10 минут дозаправки.

К вечеру пересекли русло долгожданной реки Индига. Погода резко поменялась – хмарь исчезла, на горизонте появилась полоска чистого неба, а над ней облака причудливой формы. Розовый свет заката окрасил тундру. Много снимали на видео и фотокамеры. Чуть позже пересекаем русло притока Индиги – реки Белой. Овражистое место, на крутых спусках и подъемах вездеходы показывают себя превосходно. Отмель реки местами свободна от снега. Среди булыжников встречаются интересные окаменелости.
На холме, возле маленькой хижины, сделали остановку. Недалеко – пара нарт, нагруженных какими-то
мехами, заготовки полозьев из ели, закопченный чайник на палке…
В 21:00 остановились на ночлег в низкорослом лесочке. Костер, ужин с запахом дыма, разговоры за полночь. Не сразу заметили, что в нашем коллективе прибыло – в 4-х метрах от костра, на границе света, лежала небольшая лохматая собачонка и терпеливо ждала своей очереди к котлу. И дождалась, однако. Отбой в начале первого.


Экспедиция Полярное Кольцо: 14 апреля
Утро начинается по распорядку, в 7:00. Два с небольшим часа на завтрак и сборы – и в «колею». Продолжаем движение по тундре. Небольшие холмы и сопочки, часто свободные от снега. Повсюду островки низкорослой травы и мха.
В 10:40 снова вышли на реку Индига и встретили снегоходчиков на трех «Буранах», везущих какие-то доски. Узнали от них, что метеостанция поселка Индига, куда мы собирались заехать, все еще работает.
12:09 въехали в пос. Индига крупнейший населенный пункт в этом районе. Он пристроился на высоком берегу реки и смотрит на нее десятками деревянных домов, преимущественно голубого цвета (наверно краска только такого цвета была завезена сюда в одну из навигаций). Есть здание администрации, большая школа-интернат, электростанция, небольшой аэродром. В прежние времена здесь был и рыбокомбинат, известный на всю страну, и зверосовхоз. Сегодня всего этого уже нет, а вместо десятка оленеводческих бригад едва наберется четыре. От специализированной службы, в прошлом занимавшейся эксплуатацией нескольких береговых морских маяков практически остался один сторож – теперь навигация на море строится по иным принципам…
Проехав поселок, спускаемся к реке и берем курс на метеостанцию. В начале второго забираемся на невысокий берег, сильно изъеденный северными ветрами, и мимо двух створных знаков подкатываем к жилому домику. Нас встречают Андрей и Ирина – метеорологи, единственные обитатели этих мест. Хотя, впрочем, не единственные – наше появление сопровождалось заливистым лаем сторожевого пса и молодого щенка, крутившегося под ногами. Метеостанция стоит на Индиге давно, с 1935 года. В 57-м ее перенесли с противоположного берега на теперешнее место. Хозяева напоили нас чаем, угостили олениной. Мы тоже постарались не остаться в долгу. Так, за общением, незаметно пробежало больше двух часов. Тем, кто знаком с севером не понаслышке, возможно, и не удивятся такому гостеприимству и такой душевности хозяев. Но у нас до сих пор каждая такая встреча оставляет неизгладимый след.
Покинув теплый дом, выдвигаемся по направлению к мысу Попова и через некоторое время уже идем по припайному льду Баренцева моря. Проходим мыс Попова и продолжаем двигаться вдоль берега. По мере приближения к мысу Железный полоска припая начинает стремительно сокращаться. Обрывистые стенки самого мыса действительно имеют какой-то железный «отлив» на фоне окружающих снегов и льдов. На полгоризонта – тяжелое свинцовое водяное небо.
Огибаем мыс Железный. Припайная трещина здесь подходит к самому берегу. На скорости проходим под прямым углом к ней. Второй прицеп проваливается в воду, но машина выдергивает его снова на лед. Рывок получился достаточно сильным, и балка крепления серьги не выдержала нагрузки. Через 10 метров головная машина остается с одним прицепом, но останавливаться в таком месте не желательно. Достигнув через сотню метров коренного берега, мы пешком возвращаемся к трещине, чтобы наметить дальнейшие действия.
Выйдя из-за мыса, застаем феерическую картину – первый прицеп следующего за нами вездехода завалился на бок, так же провалившись в эту трещину, и смотрит в небо своим громадным колесом.
Через час возни с домкратами, веревками, ледобурами и прочим такелажем мы вновь в походном строю на береговой террасе. За мысом Железный припай практически кончился. До горизонта – открытое свинцовое море, по которому ходят «барашки». Держим путь вдоль береговой кромки, иногда отдаляясь от нее на несколько сотен метров.
В сумерках встаем под береговым надувом. За день пройдено 89 км. Это не мало, если брать в расчет все те события, которые произошли сегодня.

Экспедиция Полярное Кольцо: 15 апреля
Утром разбудил шум сильного прибоя. Ночью был отлив, и битый припайный лед сел мель. Кое-где обнажилось дно. Об ледяную кашу бились метровые волны. Грозный и величественный вид. Вышли в 8:05 с твердым намерением сегодня дойти до метеостанции Сенгейский Шар. Кругом плавные линии полярной тундры. Черное, белое, серые полутона. Облачность. Температура –4 С, влажно. Движемся вдоль берега, на восток.
В 10:00 у высотки «16 м» остановились оглядеться, поправить ремни крепления шин. Через час впервые возникает необходимость разведки местности – на белых просторах тундры непросто вовремя заметить крутой откос или овраг. Еще через час проезжаем мимо места установки геодезического знака. Самого знака уже нет, кругом валяются бревна бывшей пирамиды. Рядом в нескольких сотнях метров по-прежнему грозно шумит открытое море.
14:00. У нас на пути – поселок Вельт. На карте отмечен как нежилой. Издалека видны какие-то строения и высокие перекладины для развешивания шкур. Притормозили у крайнего дома, тем более уже время к обеду. Сени, заваленные снегом, одна комната, другая. По углам нары. Одеяла и подушки подвешены к перекладинам потолка. Печь, за ней – рукомойник. На полках – коробки из-под патрон вперемежку с продуктами и какими-то железками. Видно, что иногда здесь бывают хозяева. Вот и на стене висит копия свидетельства о выделении земельного участка для промысла г-ну Выучейскому Петру. Единственные две книги, найденные в доме несколько озадачили – путеводитель по Финляндии и «Математика после уроков».
Перекусив, идем дальше на восток. Пересекаем ручейки, речушки и реки, иногда приходится спускаться в каньоны, выталкивать вездеходы на подъемы, работать лопатами и веревками. Препятствия все сложнее. Видимость ухудшается – белая мгла. Тени полностью исчезают, рельеф не просматривается. Все чаще впереди машин идет человек и буквально на ощупь прокладывает дорогу.
В 17:30 пересекли пойму реки Черная. Это почти что последнее препятствие на пути к заветной цели сегодняшнего дня. Когда до метеостанции осталось около 12 км по прямой, тундра решила подкорректировать наши планы. Неожиданно возникает еще одна система каньонов. Идем предельно осторожно, но дорога действительно непроста, тем более для машин, тянущих по два тяжелых прицепа. Буквально на последнем повороте последнего спуска головной вездеход теряет сцепление с крутым склоном, его правым боком на скорости 10-15 км/ч «затягивает» в небольшую проталину. Правым передним колесом машина ударяется в снежно-ледовую стенку. Направление удара – самое неблагоприятное для подвески, какое себе можно только представить. В результате ломается ступица колеса. Это уже серьезная поломка. Отцепляем оба прицепа, вытаскиваем машину на 2 м назад, снимаем колесо, шаровые, ступицу. Появилась еще одна задача на завтра. А пока что мы разворачиваем лагерь, ужинаем и в 23 часа ложимся спать.


Экспедиция Полярное Кольцо: 16 апреля
Обычный ранний подъем – нам сегодня предстоит привести в порядок технику и двигаться далее по маршруту. Необходимо заваривать ступицу колеса. Для этого снимаем с машин 4 аккумулятора TITAN ARCTIC производства компании «Евразия», соединяем их последовательно через нагрузочную спираль. Держатель, электрод – и аппарат готов к работе. Много времени занимает подготовка деталей к сварке, подбор режима и проч. Параллельно проводим другие регламентные работы с техникой, много снимаем на фото и видео.

Место нашей вынужденной стоянки представляет собой неглубокий каньон безымянной речки в полукилометре от береговой линии. К берегам кое-где прилепились снежные надувы, но, в общем, рельеф достаточно плавный, и сильный ветер с радостью продувает эту «трубу». Место поломки вездехода и установки нашего лагеря находится в естественной ложбинке и, пожалуй, самое защищенное от ветра. Каньон окружают небольшие высотки и холмики, часто свободные от снега. Необходимость использования практически всех аккумуляторов для сварочных работ временно лишила нас возможности передавать новости и компьютерные данные на «большую землю». Кроме этого, проведение радиосвязи со дна каньона весьма затруднительно. Даже спутниковый телефон работает не очень устойчиво – виден лишь «кусок» обычно безбрежного тундрового неба.
В те редкие минуты, когда стихал ветер, на солнышке становилось довольно тепло. Свободные от снега полянки покрыты разноцветным мхом. К вечеру небо обычно затягивается облаками, все вокруг теряет очертания, искажаются масштабы. К пяти часам ремонт был закончен. Пришлось временно лишить головной вездеход полного привода – на правое колесо поставили ступицу с прицепа, последний разгрузили и оснастили отремонтированной деталью.
По данным разведки через несколько сотен метров впереди начинается отличный путь по крепкому и ровному припайному льду. Вот эти несколько сотен метров «раненная» ступица и не выдержала. Такой ответственной детали все же необходима сварка в иных условиях. Вновь принимаемся за ремонт. Прицеп пришлось разобрать на детали, из двух деревянных аппарелей сделали нарты с приподнятым носом и повесить их вместо последнего прицепа. Наконец в восемь вечера двинулись к цели. В темноте разбили лагерь под берегом, невдалеке от домиков станции. Крепкий южный ветер до 18 м/с долго не давал поставить палатку, но, в конце концов, и он сдался.


Экспедиция Полярное Кольцо: 17 апреля

На этот раз поднялись позже – в 7:40. По-прежнему дует крепкий ветер – 12-15 м/с. Температура +2 градуса. На метеостанции разжились подходящей доской и укрепили нарты. Дополнительно к ним пристроили дышло от разобранного прицепа.
В 10:30 берем курс на поселок Сенгейский, одинокий огонек которого был виден нам ночью. Распугиваем несколько стай полярных куропаток, которые нехотя уступают дорогу, взлетая буквально из-под колес. Через десяток минут вездеходы уже недалеко от домиков. Остановились рядом с серьезной техникой – снегоходом Ski-Doo. Двое здешних в защитной форме полушутя поведали нам, что это уже «частная собственность» и снимать на пленку не рекомендуется. Хотя этот, уже заброшенный поселок, вроде начинает возвращаться к жизни, приезжают в сезон туристы поохотиться и порыбачить. Разворачиваемся и идем по льду Сенгейского пролива. Чистое небо, солнце жарит машины, внутри под тентом – Африка. К 12:30 подходим к поселку Нижний Шар. Сохранился только сарай, кое-где торчат печные трубы остальных 4-5 построек, в стороне из-под снега выглядывает гора чугунных якорей. Неуютная картина. Движемся дальше по тундре вдоль береговой линии на северо-восток. Проходим несколько геодезических знаков разной формы и состояния. Среди них попадаются весьма интересные сооружения. Объединяет знаки одно – 1949 год закладки. Каждый из них имеет свое имя.
В 15:30 подходим к мысу Колоколковский Нос, на котором стоит старый поморский поселок Тобседа. На льду пролива – несколько десятков нерп греются на солнышке. Нехотя уступают нам дорогу. Сначала самые осторожные ныряют в лунки, последний лентяй машет нам хвостом почти за 15-20 метров перед машиной. В поселке дюжина строений, жизнь теплится только в крайней постройке барачного типа – двое членов рыболовной артели и осторожный лохматый пес зимуют в ожидании прибытия остальных. Пообедали на свежем воздухе.
19:40 – вновь идем берегом мимо геодезических знаков. Наша сегодняшняя цель – метеостанция и морской маяк Ходовариха. Тундра за день раскисла, темп движения падает – 10-15 км/ч. Вокруг – обычная для второй половины дня хмарь. Чувствуем, что весна начинает наступать нам на пятки. В который раз убеждаемся в удачной конструкции и тяговитости наших машин. Все же нарты не прицеп, и тащить их по мокрому снегу – задача не из простых.
В 23:10 подъезжаем к зданию с радиоантеннами. Нас встречает Слава – единственный работник и житель этих мест. С помощниками ему не везет – уже два человека с разными хворями отбыли на «большую землю». Так и зимует Слава в одиночестве, снимает метеоданные и передает их по радио, отгоняет любопытных медведей, читает книги из станционной библиотеки, принимает гостей. Поздний отбой в первом часу ночи.


Экспедиция Полярное Кольцо: 18 апреля
Выезжаем поздно, в 10:20. В заброшенном селении Константиновское в несколько покосившихся строений на фанерном щите прочитали, что это Государственный природный заповедник «Ненецкий». Идем курсом на остров Долгий. Погода все еще способствует: температура –1,2 С, ветер юго-юго-западный 3 м/с, влажность 86%. В полдень проходим остров и начинаем пересекать по льду Печорскую губу. Путь достаточно ровный. Кое-где встречаются небольшие зоны торошения. Уже в полпятого подошли к противоположному берегу и встали на обед около севшего на мель большого судна. Определить его назначение так и не смогли. Похоже на сухогруз, но на корме и носу – громадные настилы, похожие на вертолетные площадки. На борту название и порт приписки – «Севастополь», Ленинград. Корабль вморожен во льды Печорской губы, сожжен и частично распилен. Зрелище удручающее. Отобедали и в 17:30 идем дальше. Чуть позже, в 18:30 – в поселке Вангурей находим сварщика и во второй раз восстанавливаем ступицу колеса. Поселок активно осваивают газовики и нефтяники. В навигацию к его причалам, по-видимому, подходят даже крупные морские суда. Работает сотовая связь. Вот только горы мусора, сдвинутые бульдозером на лед залива, никак не способствуют сохранению экологии крайнего севера.
20:20 выехали из Вангурея и примерно через час заглушили моторы на метеостанции мыса Константиновский. За день прошли порядка 140 км.


Экспедиция Полярное Кольцо: 19 апреля
Вчерашний вечер прошел в общении с работниками метеостанции, а так же инспекторами природного надзора, совершающими плановый объезд своих обширных территорий. На станции – японский дизель, компьютеры, спутниковое телевидение. Велики все же северные контрасты. Чувствуется близость открытой воды – влажность воздуха 90%. Температура «на грани»: + 1,8 С. Дует умеренный ветерок 6-7 м/с. Скорее в путь-дорогу. Каждый день мы чувствуем, как сложнее даются машинам километры пройденного пути. В тундре нет уже того крепкого наста, по которому мы «летели» со скоростью за 25 км/ч. Да и лед становится все более рыхлый, на его поверхности появляются небольшие озерца, в переметах мокрого снега начинают завязать даже наши огромные колеса. Видно, что сегодняшний день может лишь не ухудшить такую ситуацию. Выходим на припайный лед и держим курс на мыс Горелка. Через некоторое время открытая вода
Баренцева моря прижимает нас к берегу и машины начинают прокладывать дорогу по берегу. В 10:53 проходим мыс Горелка и снова выходим на лед. Пытаемся срезать путь до мыса Черная Лопатка по льду, и это нам удается. Теперь – самая ответственная часть нашей сегодняшней дороги – пересечение Паханской губы по льдам до острова Чаичный и далее до мыса Бизекова. Это более 20 км. Просматриваемая часть ледяного панциря, а так же светлое небо горизонта дают надежду, что это осуществимо. Идем через льды. И хотя «сюрпризов» на такой дороге несоизмеримо больше, чем в тундре, но скорость движения существенно возрастает. С ходу преодолеваем участки мокрого снега и водяные озерца. Встречаются некоторые подобия зон торошения – осторожно перелезаем через них. Отсутствие полного привода на головной машине и нарты вместо второго прицепа совсем не прибавляют проходимости. Поэтому нагрузки на технику и людей существенно больше, а скорость меньше. После двух часов непростого пути в 14:05 вышли на мыс Бизекова. Примечательное место. Пятиметровый триангуляционный пункт с гнездом какой-то немаленькой птички, по-видимому, орлана. Неподалеку на ветру скрипит и ворочает лопастями, наверное, лет так 10-15, старый ветряк. У основания мачты торчат обрезанные провода, возможно и напряжение еще есть. Пара разрушенных домиков бывшей метеостанции. От машин трудно отойти в сторону – наст не держит, и проваливаешься, в лучшем случае, по колено.

Начинаем движение в сторону поселка Варандей. Вторая половина дня – снег раскис, за машинами уже тянется заметная колея. Колеса начинают «чувствовать» кочки под снегом и проваливаться в надувы. Тяжело работают моторы. Скорость 8-10 км/ч.
В полседьмого подползаем к поселку. Издалека видно, что газом здесь занимаются всерьез, сразу и не поймешь, как лучше пройти сквозь него. Кое-как с моря, мимо местного погоста, заехали на берег. И вот 15 километров в колее «по пояс» в глине, между большегрузной техникой и строительными отвалами. После часа такой дороги начинаешь с тоской вспоминать движение по тундре, пусть на самой малой скорости, пусть «по пояс», но в снегу.
В начале десятого с немалыми трудами вырвались из цивилизации на простор раскисших снегов. По прежнему крепкий юго-западный ветер мешал ставить палатку.


Экспедиция Полярное Кольцо: 20 апреля
Подъем в 6:00. Кроме завтрака среди утренних забот – починка видеокамеры, проведение радиосвязей. Поэтому выехали только в 10:00. Через 20 минут движения по тундре первый раз проваливаемся под наст левым бортом, под снегом – по колено коричневой болотной воды. Все, кроме водителей, покидают вездеходы и возятся в снежной жиже с лопатами и веревками.
До 12:00 проваливаемся еще три раза. По карте видно, что мы проходим зону множества прибрежных луж и озер. Солнце продолжает палить, наст уже не держит технику. За 2 с лишним часа прошли 11 км. Неважный результат для начала дня. Пробиваемся к кромке берега и некоторое время идем вдоль нее. Вскоре стало ясно, что припай в этом месте побережья достаточно ровный и надежный. Спускаемся на лед и дальше «мчимся» на восток. Скорость заметно выросла. Продолжительное время удается держать 18-20 км/ч.
В 13:00 походим мыс Полярный. Вокруг – хорошие припайные поля. Дорога окончательно налаживается.
Уже через час - остановились на мысе Медынский заворот. Впереди – ответственный участок пути. Будем пытаться пересечь Хайпудырскую губу. Выходим на лед. Дорога тяжелая. Под снегом часто встречаются целые озера надледной воды глубиной до полуметра. Наст не держит, и машины с прицепами постоянно садятся в эту «кашу» до половины колеса. Все чаще бредешь по бесконечным снежным просторам с лопатой. Через несколько километров там и сям появляются торосы, но путь становится суше.
Пройдя уже треть расстояния до противоположного берега, встречаем настоящие поля торошения, а за ними – открытую воду. Досадно. Приходится выбираться из лабиринта и двигаться в южном и западном направлениях, пытаясь найти проходы. Местность довольно неприветливая, поэтому принимаем решение – двигаться вперед «до упора». В полпервого ночи разбиваем лагерь, делаем по глотку воды и залезаем в спальники.

Экспедиция Полярное Кольцо: 21 апреля

Подъем в 7:00. Проспали. По горсти орехов – и скорее в путь. Надо пройти как можно дальше, пока солнце не превратит ночной наст в «кисель». Через час, преодолев 11 км, выходим на обширные ровные поля, мягко говоря, не совсем толстого льда. Через несколько минут раздается зловещий треск и головная машина погружается по самые пороги в полынью. Сели. Второй вездеход, шедший по следу, остановился на ближайшем твердом пятачке. Много времени заняли подготовительные работы – отсоединение прицепов, обколка льда вокруг и т.д. Для того чтобы центр заднего колеса приподнялся над кромкой льда, буксировочный трос поддерживался аппарелями надо льдом, а нос машины нагрузили двумя самыми тяжелыми участниками. В 12:30 машина оказалась на свободе, и мы пошли в юго-западном направлении, теряя драгоценные километры.
Полностью обогнуть открытую воду по льду удалось к 19:30. Оказалось, что полынья тянется практически через всю губу с севера на юг. В самом узком месте залива устроили перекус. Чуть позднее продолжили маршрут на восток вдоль подошвы уже Югорского полуострова.
Погода и состояние дороги уже неделю только ухудшались, поэтому было принято решение идти ночью без остановки. Тем более что в машинах достаточно места для посменного отдыха всех участников. К наступлению новых суток экспедиция повернула на север вдоль берега Югорского полуострова.


Экспедиция Полярное Кольцо: 22 апреля
Шли всю ночь. Полярный день понемногу начинает набирать обороты. Полной темноты уже не бывает, главное – переждать плотные сумерки полуночи. Дорога оказалась весьма разнообразной. Обширные
ледяные поля чередовались с торосами, и надледными озерцами. Часто приходилось сходу преодолевать участки мокрого, вязкого снега. Берега же, плывущие справа по курсу, выстроились довольно однообразным склоном, кое-где свободным от снега.
Под утро снова не выдержала наша «раненая» ступица. Все же, деталь ответственная и требует она квалифицированной сварки в заводских условиях. За 20 минут меняем на запасную и опять временно теряем полный привод колес головной машины. А без него, порой, ох как нелегко! Наше бегство от приходящей на север весны продолжается. Два дня назад от радиолюбителей поступила информация, что на полярной метеостанции Белый Нос в проливе Югорский Шар есть 2-3 человека, в том числе и один радиолюбитель. А посему – появилась цель достичь этого места за один переход.
В обед, оставив позади около 220 км от привала, мы увидели над берегом радиомачты полярки. Подъем на берег по мокрому снегу оказался сложным для головной машины – пришлось подтолкнуть технику крепкими мужскими плечами. Причалили к явно обжитому дому и, сопровождаемые лохматым псом, нашли здешних хозяев в гостиной. На станции работают 4 человека, включая начальника – Виктора. Спокойные, душевные люди, которых, кажется, уже непросто удивить чем-то в этой жизни. Радиолюбитель уехал полгода
назад. Попили чаю, обменялись новостями. Решили, что надо прямо сейчас идти через пролив Югорский шар на остров до поселка Варнек, который хорошо виден на другом берегу. Захватив с собой двух работников полярки, вышли на лед пролива. 15 км в целом неплохой дороги одолели примерно за час. В поселке – десятка два домов, около сотни местных жителей – ненцев, есть магазин, дизельная и баня, которая работает два раза в неделю. Удалось даже вновь заварить многострадальную ступицу, хотя и весьма условно... Сварщик – молодой парень на новом «Буране», судя по тому, что был трезв в воскресенье вечером, имел здравый внутренний «стержень». Надо было планировать дальнейшие действия. Обход острова Вайгач в полной экипировке с неполным приводом одного из вездеходов мог занять очень много времени. В результате было решено оставить на полярной станции максимально возможное количество груза и совершить бросок вокруг остров налегке.
Вернувшись на Белый Нос, перепаковались и подготовились к завтрашнему выходу. На две машины вышел один прицеп, его повезет второй вездеход. Вечер с полярниками прошел, как говорили раньше, в теплой и дружественной обстановке. Большинство участников маршрута остались на ночевку в домике метеостанции 1939 года постройки.


Экспедиция Полярное Кольцо: 23 апреля
С утра снова вышли к о.Вайгач в районе мыса Дьяконова. Обход острова начали против часовой стрелки. Через час-полтора обрывистые берега кончились, и только черные полоски земли на гребне берега отделяли море от суши.

Заходя за мыс Сухой Нос, пересекли след двух собачьих упряжек и встретили у берега торосы. Взяли курс напрямую через бухту на мыс Канин, коего через полчаса и достигли.
В 13:30 подошли к мысу Белый и находим, что это красивейшее место. Берег здесь высок и обрывист, причудливые снежные надувы свисают карнизами и образуют пещеры. Попадаются большие, отдельно стоящие скалы – «столбы». В некоторых местах берега вода промыла гроты. Сделали остановку. На самом мысе стоят два деревянных створа-маяка довольно замысловатой конструкции. Рядом – знакомые будки для «вечных» батареек. Позже, выйдя за поворот, встретили на пути сплошные торосы. Сделали попытку пробиться «в лоб». Справа в нескольких сотнях метров – открытая вода. Карское море в этот сезон так же старается быть аномально теплым. В 15:26 нашли на берегу распадок и по нему выбрались на обрыв.
В 15:35 вышли к избе у мыса Дровяной. Она оказалась обитаема – старый промысловик из Варнека что-то мастерил к грядущему сезону. Рядом с избой на пригорке стоит одинокий деревянный памятник со звездой. По рассказу промысловика до войны на этом месте был лагерь. В назначенный час зэки уничтожили охрану и бежали на большую землю через пролив. Надпись на досках монумента почти вся истлела, можно было только разобрать отдельные слова – «…сержантам… руководством «Красное Знамя»».
С 16:00 до 17:15 обедали недалеко от гостиницы «Тундровик» Это надпись на дощечке, приколоченной над деревянным остовом, продуваемом насквозь всеми ветрами.Ближе к вечеру тундра вновь погрузилась в «молоко». Уже в сумерках у очередной избы приняли решение остановиться на ночлег.


Экспедиция Полярное Кольцо: 24 апреля
Встали «в колею» с твердым намерением сегодня достичь северной оконечности острова. Погоды на Вайгаче стоят отменные для нашего путешествия – небольшой минус, по ночам даже весьма ощутимый, умеренный ветер, твердый наст. Поля торошения у берегов на нашем пути пока проходимы для машин. Даже тундровая хлябь недельной давности начала потихоньку забываться.
Состояние льдов у северо-восточной кромки острова внушало определенные опасения. Точнее – существовала вероятность того, что надежного припая там нет вообще. Кроме этого, было велико желание посетить самую высокую точку Вайгача – гору Болванская (157 метров). По описаниям, она должна хранить десятки ненецких деревянных и каменных идолов – «болванов».
В обед сделали остановку на берегу красивейшего озера. На противоположной стороне, в лучах солнца блестели склоны гор, покрытых снегом, вдали чернело открытое море.
Через полчаса вышли на вершину. Вид поразительный. Рельеф острова отнюдь не плоский, как это кажется «снизу». Плавные холмы, скальные выходы и долины рек простираются на много километров вокруг. Настоящая местная «вершина мира» и святое место для коренных жителей. Однако наши поиски идолов не принесли результата. Может быть заметены снегом или, что более вероятно, перекочевали в какие-нибудь музеи и коллекции.
«Сваливаемся» с горы и находим еле приметный след снегохода, бегущий не север. Становимся на него и через 2 с лишним часа – мы у полярной станции Болванский Нос. Однако сейчас, как гласит табличка при входе, название станции более официальное – полярная станция им. Е.К. Федорова. Вскоре находим и хозяев – начальника Александра, а так же метеорологов Владимира и Геннадия. Интерьер и обстановка станции приятно поразили нас. Вроде ничего особенного, старенькая мебельная «стенка» в кают-компании, стеллажи с книгами в библиотеке… Но чистота, горячая и холодная вода, ванна и прочие мелочи быта разительно отличали эту станцию от многих, встреченных нами на маршруте. Хотя, все же главное – это открытость и радушие хозяев, все ее живой «дух» «ребят с 70-й широты», старые полярные традиции. В книге записей нашли автографы лыжной группы «Арктика», совершавшей поход по Вайгачу в 1988 году. Вечер за разговорами, воспоминаниями, показом видео и фотографий затянулся за полночь.


Экспедиция Полярное Кольцо: 25 апреля
Утро было заполнено работами по профилактике машин. Это же время было посвящено установлению радиосвязей с любительскими станциями всего мира в рамках проводимой нами островной радиоэкспедиции IOTA (Islands On The Air). Остров Вайгач, хотя и находится не на самом краю Земли, но все же редко посещаем связистами, и его появления в эфире ждут тысячи и тысячи радиолюбителей.
С момента выхода на остров мы старались использовать каждую возможность для работы в эфире – с коротких остановок, обеденных стоянок, ночевок. Условия были не самые благоприятные. Плохое прохождение радиоволн сильно ограничивало количество радиоконтактов. Ночной морозец, который
был весьма кстати для успешного движения по маршруту, осложнял и без того непростой быт радиооператора. Кроме этого, сроки прохождения маршрута не позволяли нам специально выделять самое благоприятное время для работы в эфире – нужно было двигаться вперед. Однако, несмотря ни на что, количество радиосвязей постепенно росло.
Неожиданно возникшая пауза в нашем поступательном движении была использована «по полной» для развития успеха. Радиоаппаратура с вездехода была перемещена в помещение полярки и работа пошла. За неполные 3 часа удалось довести количество связей до 230 и выполнить необходимые требования по официальному признанию нашей работы.
Здесь уместно сказать два слова о радиообеспечении самой экспедиции. На вездеходах размещено различное связное оборудование производства ICOM, любезно предоставленное нам московской компанией «Сайком»: компактный и мощный КВ/УКВ трансивер IC-7000 для дальней связи, автомобильные УКВ радиостанции IC-V8000, «портативки».
Передача данных, электронная почта и телефонная связь организована с использованием спутниковой сети «Иридиум». На борту также имеется специальный защищенный компьютер для целей навигации (совместно с приемником GPS), обработки данных и фотоматериалов.
После обеда выходим на маршрут. Миновали место ранее существовавшей здесь пограничной заставы и остановились у самой северной кромки острова – на мысе Болванский Нос. Вокруг много медвежьих следов, причем отчаянно свежих – в десятки минут (была легкая поземка, и оценить возраст следа не представляло особого труда).
Уходим на юг. Пока погода благоприятствует, но надо спешить. Непонятно, что там с проливом Югорский Шар, который почти на 100 километров южнее.
Через пару часов вдали показались остатки одной из старейших русских полярных станций "Вайгач", открытой в 1913-1914 гг. Сейчас здесь сохранились лишь два кирпичных строения, однако они совсем непригодны для обитания: печи разбиты, окна и двери сорваны, все занесено снегом.
Уже в сумерках, в разных местах губы Долгой обнаружили большие кресты, установленные в 1987 и 1989 годах т.н. Морской арктической комплексной экспедицией Петра Боярского. Их назначение осталось для нас невыясненным, возможно на этих местах были остатки более древних деревянных знаков.
На ночлег укрылись от ветра в одной и бухточек острова Шокальского, что у западной оконечности острова Вайгач. Координаты: 70 градусов 10 минут СШ, 58 градусов 28 минут ВД.


Экспедиция Полярное Кольцо: 26 апреля
Встали рано и уже в 7:35 гудели моторами. За первый час прошли 10 километров. Дорога – ровные участки и торосы. Идем вдоль берега: юг и юго-восток. Недалеко от мыса Лапин Нос притормозили в живописном месте для видео и фотосъемок. Сегодня нашему фотографу Александру Макарову для съемок очень не хватает солнышка.
В 10:12 вновь встретились сложные для прохождения торосы. Продолжаем отрабатывать технику и тактику прохождения ледовых препятствий для будущего трансарктического перехода. Здесь важно все – скорость движения, умение избежать опасных для трансмиссии боковых нагрузок. Причем, вездеход с прицепами не может так просто дать задний ход, поэтому необходимо предсказывать путь хотя бы на шаг вперед.
Вторая машина немного отстала в сложных торосах. Подождали и дальше идем вместе. Крутые скальные берега сменяются пологими, за поворотами внезапно возникают скальные выходы и гроты. Несмотря на хмурое небо, дорога не дает скучать. По пути обследуем и фиксируем на фото и видео все более-менее значимые постройки, избы, знаки, гурии. Это одна из главных задач экспедиционного проекта – паспортизация исторических памятников севера. Ее решением мы занимаемся в продолжение всего маршрута. Припай продолжает радовать своей «проходимостью». Только около очередного мыса торосы порой подходят под самый берег. Тогда приходится вылезать на склон и обходить ледовые нагромождения. В одном месте провалились в запорошенную снегом припайную трещину. По отработанной методике с применением такелажа от «Восток-Сервиса» и «Техноимпэкса» быстро вытащили вездеход.
Входим в бухту Лямчина. Здесь есть Большой Лямчин Нос, Малый Лямчин Нос, изба и губа Лямчина… яд более достойных первопроходцев сервера так и не оставили своих имен на карте, а вот Лямчину почему-то повезло.
На выходе из бухты, на краю обрыва одного из островков стоит старинный поморский крест – прежняя замена геодезических знаков. Он виден за несколько километров невооруженным глазом. Мы поднимаемся на берег прикоснуться к живой истории наших предков. Тесаный брус высотой около пяти метров простоял здесь лет 300. Главная поперечина креста отсутствует, на своих местах только верхняя короткая и сама нижняя – наклонная. На нижней перекладине можно разобрать изображение головы человека и какие-то еще круги с
буквами внутри. Неприятный сюрприз – немного выше старинных изображений на перекладине просматриваются вырезанные буквы «МАКЭ», что есть не что иное, как Морская арктическая комплексная экспедиция. Крайне сомнительный способ так «увековечивать» название собственной организации. Чуть в стороне от креста, на склоне – остатки старинного кабестана. С помощью этого нехитрого приспособления тяжелые лодки корабли вытягивали из воды на крутой берег островка. Идем проливом Югорский Шар на восток в поисках собственного следа. GPS точно выводит нас на старую колею, и через час мы уже на старой знакомой и уже почти родной полярке Белый Нос. Перед входом на прицепах – оставленное нами перед уходом в кольцевой маршрут снаряжение. Ужин с гостеприимными хозяевами станции.


Экспедиция Полярное Кольцо: 27 апреля
Начинаем заключительный этап маршрута. Сегодня наш путь будет пролегать вдоль пролива Югорский Шар к поселку Амдерма. Снова мы снаряжены по полной программе, один из прицепов по-прежнему заменяет деревянная аппарель.
Первым на нашем пути – старинное поморское селение Хабарово. Перед селением – остатки лагеря ГУЛАГа: колючая проволока на покосившихся столбах, колченогие вышки, пара бараков…
От Хабарова тоже осталось немного – несколько строений и еще какие-то развалины. Перед обедом подошли к знаменитой в прошлом полярной станции Югорский Шар. Построенная почти век назад в геофизический год, она была первой русской поляркой, использующей радиостанцию для передачи метеорологических данных на «большую землю».
Вокруг печально знакомая картина запустения – брошенные дома, заметенные снегом развалины. Стиль построек 1914 года в точности соответствует уже обследованной нами станции «Вайгач»: те же основательные каменные дома с архитектурными излишествами и кирпичными печами. Рядом высится знаменитая радиомачта, вернее то, что от нее осталось. Конструкция очень похожа на опору линий электропередач высотой метров 70-80. Несмотря на то, что мачта несколько лет назад переломилась пополам, и сейчас она поражает грандиозностью.
Выходим на лед пролива. Программа нашего тренировочного маршрута 2007 года включает также полномасштабные испытания плавучести вездеходов с дополнительными шинами. Поэтому «обуваем» одну машину в дополнительную резину и некоторое время «купаем» ее в Карском море.
В 18:10 проходим мыс Тонкий и устремляемся к Амдерме. Последние километры дались нелегко – море открыто, а тундра местами полностью свободна от снега, что очень мешает тащить нашу аппарель. Уже за полночь устраиваемся на ночлег в одной и пустующих квартир Амдерминской метеостанции.


Экспедиция Полярное Кольцо: 28 апреля
Поселок Амдерма переживет не лучшие свои времена. Из прежних 10-15 тысяч жителей осталось несколько сотен. Еще поддерживается авиасообщение, есть тепло в трубах, полярная станция сдает сводки в сроки, на главной улице работает бар. Поэтому у местных жителей еще не исчезла надежда, что все еще поправиться.
Пытаемся узнать подробности нашего дальнейшем пути. День назад 4 вездехода ушли из Амдермы на Воркуту. Это был уже крайний рейс до распутицы, которая начинает захватывать тундру. Будет оптимально придерживаться свежей колеи для сокращения времени на ориентирование в незнакомых местах.
После обеда выходим на Воркуту. У городской свалки на выезде останавливаемся и прощаемся с нартами, сделанными нами на берегу Баренцева моря из деревянных аппарелей. Они прошли много сотен километров по снегу, льдам и торосам. Теперь, когда груза несоизмеримо меньше, надобность в нартах пропала. В 15 километрах к югу, у озера Большое Тоенато, встаем в вездеходную колею. Впрочем, идти удобнее рядом, по жесткому насту, где это возможно.
Мороз и ослепительно белая тундра – вот гарантии нашего успеха, поэтому мы молимся всем богам и «летим» вперед километр за километром. За бортом – устойчивый минус с ветерком 5-7 м/с. Новое полярное снаряжение, изготовленное фирмами «Восток-Сервис» и «Баск» на основе передовых материалов от компаний 3M и Polartec, зарекомендовало себя с самой лучшей стороны на всем протяжении похода.
Все чаще ровный стол тундры прорезается речушками, речками и реками. Вот и первое серьезное препятствие на нашем сегодняшнем пути – река Большая Ною (Великая). Обширная долина и окрестные увалы под сотню метров высотой оправдывают это название. С трудом преодолеваем крутые и высокие берега. Сама река еще, к счастью, подо льдом. Пройдя еще два с лишним часа, останавливаемся на отдых.


Экспедиция Полярное Кольцо: 29 апреля

По-прежнему держим курс на юг. На пути попадаются небольшие ручейки, скрытые под снегом, которые мы форсируем с хода. Только один раз встретилась река, переправа через которую потребовала определенных усилий – тонкий лед и течение под ним.
В 13:30 недалеко от поселка Коротайка подъехали к чуму, стоящему на высоком берегу реки. Вокруг чума - полтора десятка саней, пустых и с увязанными мешками, несколько снегоходов и пластиковых бочек. Все мужчины рода ушли со стадом, на хозяйстве только одна женщина и двое детей лет 7-9 - Алена и Слава. Кухлянки да резиновые сапоги. Из чума, покрытого шкурами, торчит печная труба. Нас приняли настороженно, через 10 минут общения обстановка "разрядилась".
Через 5 километров в 14:05 въехали в поселок Коротайка. Честно говоря, не ожидали увидеть здесь столько жизни. С краю - 7 добротных, новых срубов, готовых к заселению, в центре - идет строительство новой двухэтажной школы. Есть интернат, хороший клуб, церквушка. Здесь живет почти в 2,5 раза больше народа, чем Амдерме. Вокруг машин сразу собралась большая стайка детей всех возрастов. Но Коротайка - лишь треть нашего пути на Воркуту. Поэтому мы спешим дальше. За поселком находим вездеходный след и продолжаем "тропить". Дорога сложная. Идти по зимнику трудно – глубокие, занесенные снегом колеи. Рядом тоже не сахар – низкорослые кусты с глубоким липким снегом. Тем не менее в 18:00 выходим к ключевой точке этапа –
реке Коротаиха. Широкая, в пару сотен метров, она покрыта тонким льдом, едва выдерживающим человека; под берегами много открытой воды или снежных "забоев". Ситуация сложная. Вездеход все же не ледокол и не рассчитан на автономное плавание поперек течения.
В очередной раз приступаем к отработке техники преодоления водно-снежно-ледовых препятствий по программе подготовки. Пробуем толщину льда по ходу зимника и пару раз проваливаемся в воду. После длительных поисков выше по течению находим сравнительно толстый ледовый "язык" от противоположного берега. Между ним и нашим берегом - около 40 метров тонкого ниласа, по которому лучше не ходить парами.
Начинаем переправу. Первый вездеход без прицепов на большой скорости "пролетает" через "гнилое место" на большой скорости. Видно, как лед под машиной идет волной и в некоторых местах уже в колее не выдерживает и ломается. Вездеход останавливается на "языке" и страхует вторую машину, которая проделывает этот же путь, но чуть в стороне. После на длинных веревках вездеходы выдергивают с берега основательно разгруженные прицепы. Скорость движения у них уже не та, поэтому долго возимся, периодически вытаскивая провалившиеся прицепы снова на лед. Остальное снаряжение перетаскиваем вручную. Позже, выше по течению находим выход на берег и с трудом выбираемся на противоположную сторону. За всеми этими хлопотами потеряли более 6 часов светлого времени и уже за полночь завалились в палатку на ночлег.


Экспедиция Полярное Кольцо: 30 апреля

Поздний подъем и выход в 11:00.
Идем трассой вдоль р. Коротаиха. Дорога разная, все чаще приходится преодолевать притоки большой реки. Они, как правило, покрыты тонким льдом или шугой. Когда не удается проскочить «с ходу», ищем перемет и твердый лед выше по течению, потом возвращаемся на зимник. По пути – перекусываем.
В 16:10 подошли к крупному притоку Коротаихи – речке Лабогейю. Открытая вода и сильное течение. «В лоб» не пройдешь. В паре километров выше по течению нашли долгожданный ледок, не очень прочный, но минимально достаточный для попытки проскочить на другой берег. Завершили переправу в 18:30. Идем Большеземельской тундрой. За увалом возникает нарта с тремя оленями и фигура человека, стоящего чуть в отдалении. Подошли, познакомились. У оленевода Григория небольшой чум в 4-х километрах отсюда, семья 4 человека, 150 оленей. Это считается немного и денег пока не хватает на «Буран». Кочует. Вот поставил чум – дрова нужны, сюда доехал. Загорелое обветренное лицо под золотыми дужками темных очков, аккуратно пошитая из шкур одежда и разноцветными вставками, неизменные резиновые сапоги.
Чуть позже, недалеко от зимника находим базу рыбаков - несколько вагончиков, хранилище для снастей, запас горючего и единственный «смотритель» все этого хозяйства, вот уже полгода ожидающий людей. На всякий случай заправили пару канистр соляркой. Путь до Воркуты может быть не столь прям и близок, как планировалось ранее. И пошли переправы за переправами… Речушек все больше, обходы все сложнее. Но с каждым разом все меньше времени на подготовку, все увереннее проходим лед. Ближе к вечеру становились у последней большой на нашем пути реки Подимейтовис. Вездеходные следы долго плутают по высокому прибрежному кустарнику, неожиданно ныряют в воду и появляются на противоположном берегу. Молодой ледок не держит даже человека. Глубина значительная – машина окажется на плаву. Испытания ледокольных свойства вездеходов решили не проводить, а искать переход выше по течению.
Чуть позже приняли решение пройти оставшуюся часть дороги по водоразделам рек. Это увеличивало путь, но делало его более интересным и логичным. И хотя ночью – хороший «минус», но весна уже чувствуется во всем. Идем в ночью, попеременно отдыхая прямо в машинах.


Экспедиция Полярное Кольцо: 1 мая
Успешное продвижение по маршруту показало, что решение было принято правильное. Идем от маркера до маркера, намеченных нами накануне. По пути попадаются неглубокие распадки и отдельные ручейки. С трудом перебираемся через глубокий каньон, образованный системой небольших озер. Но в основном – более или менее ровный стол тундры.
В 15:00 делаем короткую остановку на обед. В этой экспедиции мы используем исключительно полюсный рацион, подготовленный для длительного трансарктического перехода следующего сезона. Продуктовые суточные наборы расфасованы в отдельные мешочки, транспортирующиеся на прицепах в герметичных пластиковых бочках. Приготовление еды много времени не требует. В рационе широко используются быстро
приготавливаемые продукты. Удобны пластиковые порционные стаканчики «Умный обед» с макаронами и картофельным пюре с мясом, не требующие варки, от фирмы «Кухня без границ». Супы, мясо и специи от «Арикон-Продукт» составляют основу ужина.
Т.к. режим питания несколько «размазан» по времени, то особое значение приобретают прекусы как на стоянках, так и во время движения. Орехи, сухари, пряники, масло от «Кухни без границ» и шоколадные изделия кондитерской фабрики «Волшебница» – отличное дополнение к походному рациону нашей экспедиции.
Кстати, подробные отчеты по тестированию снаряжения и рационов питания появятся на нашем сайте после завершения текущего этапа экспедиции.
Вечером потребовался ремонт одного из вездеходов – карданный привод на правое заднее колесо. Остановились на берегу небольшого озера, поставили палатку, работаем. Ближе к утру устроили себе
отдых.


Экспедиция Полярное Кольцо: 2 мая

В полдень вышли «на штурм» Воркуты. Через час движения появился зимник, набитый вездеходами и «Буранами», ведущий в сторону города. Периодически начинают встречаться следы деятельности человека – какие-то ржавые конструкции, брошенное оборудование, многочисленные следы «Буранов». На вершине одного из увалов нас встречал добротный стул со спинкой, «смотрящий» в сторону Воркуты.
И вот последнее препятствие по пути к городу – река Сейда. Однако форсировать ее удалось без особых хлопот по отработанной методике: бросок вездеходов на противоположный берег и перетягивание прицепов с помощью троса. Последний прицеп вообще перетолкали по льду вручную – лед оказался достаточно крепок.
Остановились на ночевку в 10 километрах от западных воркутинских шахт. Активная часть экспедиции этого года закончилась. Завтра мы должны быть в Воркуте и организовывать доставку техники и снаряжения до Москвы.
Благодарим всех, кто следил за нашими новостями и особо – партнеров, поддерживающих нас на всех этапах этой непростой экспедиции.
Более подробные материалы о ходе испытаний техники, оборудования, снаряжения, рационов питания будут опубликованы после нашего возвращения Москву и обработки результатов экспедиции.


До встречи!

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Авиационное обеспечение:
Авиация ФСБ России
Партнеры экспедиции
Информационные партнеры
PR поддержка проекта
© EC-Arctic.ru 2001 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU Рейтинг@Mail.ru