7 мая 2014 года в Красноярске, в здании Красноярского отделения Союза журналистов России, состоялась встреча красноярских полярников, посвященная 25-летию проведения полярной лыжной экспедиции Владимира Чукова «Арктика-89». Мероприятие прошло в рамках празднования Дня полярника России, который в этом году впервые отмечается 21 мая.
6 мая 1989 года в географической точке Северного полюса был разбит лагерь экспедиции «Арктика-89». В состав экспедиции на этом этапе входили: Владимир Чуков, Валерий Лошиц, Юрий Егоров, Андрей Подрядчиков, Сергей Печенегов, Федор Конюхов, Александр Выхристюк. Так завершился первый в истории автономный лыжный переход к Северному полюсу.
Вот что пишет об этом событии руководитель экспедиции Владимир Чуков: «6 мая, 64-й день. Все. Полюс достигнут. Нет никаких сил на торжества, шумные поздравления. Сегодня позади почти полуторная ходовая норма. Вчера после ужина, вместо того чтобы залезть в спальник, вновь встали на лыжи и сделали еще шесть переходов – последних полюсных переходов.
Экспедиция "Арктика-89"
…Пробуем осмыслить тот факт, что мы, наконец, на полюсе, что мы достигли цели, к которой с такой фанатической настойчивостью шли четыре года.
Сколько людей стремилось сюда, в эту точку! Как не прост был их путь, их судьба... Какой дорогой ценой пришлось заплатить многим из них... Сегодня здесь стоит наша палатка, развевается государственный флаг, поднятый нашими руками.
Возвращались с полюса только через двое суток. В поисках площадки, где могли бы сесть Ан-2, которым предстояло нас снимать по окончании экспедиции, пришлось идти еще целый день. Без преувеличения, эти километры показались нам самыми тяжелыми».
7 мая эскадрилья из четырех самолетов Ан-2 вылетела к Северному полюсу, чтобы забрать семерых путешественников экспедиции «Арктика-89», достигших географической точки Северного полюса.
Безопасность экспедиции «Арктика-89» обеспечивали:
Александр Михайлович Бахметьев – летчик первого класса, командир воздушного судна, почетный полярник России, действительный член Русского географического общества, командир Хатангского авиационного отряда полярной авиации; Владимир Николаевич Гришин – летчик первого класса, командир воздушного судна, действительный член Русского географического общества, заместитель по летной работе командира Хатангского авиационного отряда полярной авиации, командир отдельного сводного авиаотряда высокоширотной экспедиции «Север»; Валентин Арсентьевич Удалов – штурман первого класса, заслуженный штурман СССР, почетный полярник России, действительный член Русского географического общества, главный штурман Красноярского управления гражданской авиации Министерства гражданской авиации СССР, главный штурман отдельного сводного авиаотряда высокоширотной экспедиции «Север»; Георгий Николаевич Шелковой – летчик первого класса, командир воздушного судна, командир Диксонской вертолетной авиаэскадрильи, почетный полярник России; Михаил Федорович Ковалев – летчик первого класса, командир воздушного судна Диксонской вертолетной авиаэскадрильи.
С 1971 года все работы в Советском секторе Арктики обеспечивали авиапредприятия Норильска, Хатанги, Диксона и Игарки Красноярского управления гражданской авиации. Высокоширотные экспедиции «Север» ежегодно работали в различных точках Северного Ледовитого океана, создавая карту его дна.
Воздушные отряды высокоширотных экспедиций «Север» комплектовались в Хатанге и в начале марта начинали базироваться на аэродроме «Средний», имевшем 7,5-километровую взлетно-посадочную полосу на острове Средний архипелага Северная Земля.
Затем летчики находили прочную льдину в океане, куда и выбрасывался десант из отряда самолетов Ан-2 и вертолетов Ми-6 и Ми-8. На подготовленную ими взлетно-посадочную полосу могли садиться многие типы самолетов: Ан-26, Ил-14, Ил-18, Ил-76, Ан-74.
С 1988 года самая северная точка суши Красноярского края – мыс Арктический острова Комсомолец, входящего в архипелаг Северная Земля, – стала излюбленным местом старта многих советских, российских и зарубежных полярных экспедиций. Отсюда стартовали выдающиеся путешественники: Владимир Чуков, Дмитрий Шпаро, Михаил Малахов, канадцы Ричард Вебер и Лори Декстер, англичане Рунальф Файнес и Майкл Строуд. Они достигали Северного полюса разными способами передвижения: пешком, на лыжах, на собачьих упряжках, на мотонартах и автовездеходах.
И всегда безопасность их экспедиций обеспечивали красноярские полярные авиаспециалисты.
На встрече полярников 7 мая в Красноярске заслуженный штурман СССР, почетный полярник России, действительный член Русского географического общества Валентин Арсентьевич Удалов представил доклад «Красноярцы над дрейфующими льдами Северного Ледовитого океана и на них».
Почетный полярник России, действительный член Русского географического общества Александр Михайлович Бахметьев рассказал об «Участии красноярской полярной авиации в составлении российско-американского атласа дна Северного Ледовитого океана».
Организаторы встречи: Красноярское отделение Союза журналистов России при поддержке Красноярского регионального отделения Петровской академии наук и искусств и Красноярского краевого отделения Русского географического общества.
(RGO.ru)
От "Арктики":
Дорогие друзья, полярные летчики, ветераны Арктики! Огромное спасибо всем вам, что помните о тех событиях, которые происходили 25 лет тому назад во льдах Северного Ледовитого океана и в небе Арктики. Это было удивительное время!
Еще раз огромное спасибо. Жаль только, что об этой встрече мы узнали лишь спустя неделю, после того, как она состоялась.
Мы в Москве тоже вспоминали о том тяжелейшем автономном лыжном походе, о вашей надежной команде, которая всегда была готова прийти на помощь. Помянули нашего друга, Александра Рыбакова, лыжня которого 28 апреля 1989 года оборвалась за 150 километров до полюса, подняли тосты за всех тех, кто шел к полюсу, кто рискуя жизнью поднимался в небо, не взирая ни на погоду, ни на нечеловеческие нагрузки, если этого требовала ситуация, за тех, кто идет к полюсу сегодня и будет идти завтра.
Человек так устроен! Он должен стремиться к своему Полюсу.
Доброго Вам здоровья!
Тогда, в марте 1989-го, на старте нас было 13: Сергей Печенегов, Валерий Лощиц, Юрий Егоров, Андрей Подрядчиков, Татьяна Чукова, Владимир Петлах, Владимир Онищенко, Александр Рыбаков, Александр Выхристюк, Василий Жуковский, Федор Конюхов, Леонид Сафонов и Владимир Чуков. На о.Среднем находился базовый радист экспедиции Олег Кажарский.
Михаил Федорович Ковалев – летчик первого класса, командир воздушного судна Диксонской вертолетной авиаэскадрильи...
А у нас, диксонсктх летчиков другое мнение. Он не мог обеспечивать безопасность экспедиции "Арктика-89"?!!!!!!!!!
И не поддерживал безопасность АЭ в дальнейшем. Он может являться косвенным виновником катастрофы МИ-8 Диксонской АЭ, в Карском море, в 1995 году.
И еще много недостойных фактов, из " производственной деятельности" этого " первоклассного" летчика........
Неприятно видеть в списке заслуженных полярных летчиков, человека, который им" в подметки не годится".