Экспедиция "Великий Северный путь" продолжается!

Экспедиция "Великий Северный путь", старт которой был дан в прошлом году в городе Новый Уренгой, продолжается. В настоящее время две машины, "Mitsubishi" L200 и "Нива" двигаются вдоль берегов Ледовитого и Тихого океанов. На первой машине идут в сторону Архангельска Александр Еликов и Олег Харченко, а "Нива" под началом Андрея Меньшикова, жителя Ямальского поселка Пурпе, пробивается с юга на север по дорогам и бездорожью острова Сахалин.

"Европейская" команда скоро завершает свой маршрут, и возвращается в Новый Уренгой, а Андрей Меньшиков планирует по льду пересечь Татарский пролив и далее, уже пройденным прошлым летом путем, возвращаться на Ямал по материку. В конце лета планируется переход по Чукотке на вездеходах, дожидающихся нас в г. Певеке.

Держим связь с замечательным путешественником-одиночкой Андреем Меньшиковым. Короткие строки из его дневника и фотографии, посылаемые с маршрута, когда это позволяет ситуация, с удовольствием предоставляем вашему вниманию:

Комплексная историко-спортивная экспедиция «ВЕЛИКИЙ СЕВЕРНЫЙ ПУТЬ»

Общероссийский историко-географический экспедиционный проект осуществляется в рамках комплексной научно-исследовательской программы «Загадки Российской Арктики».

Цель:
Содействие решению важнейших задач, стоящих перед Русским Географическим обществом, в интересах расширения историко-географических знаний, популяризации великих географических открытий прошлого и настоящего, вовлечения молодежи в увлекательный мир географии, путешествий и приключений, воспитания бережного отношения к окружающей природе.

Экспедиция "Загадочный остров. Великий Северный Путь - Восток" проводится в рамках программы "Великий Северный Путь" экспедиционного центра "Арктика", посвящена 70-летию образованию самого южного субъекта РФ, относящегося к территории Крайнего Севера - Сахалинской области.

Экспедиция по Сахалину это одиночная экспедиция на отечественном стандартном серийном автомобиле "Нива". Целью является пропаганда здорового образа жизни, привлечение внимания жителей РФ к внутреннему туризму, повышение интереса путешественников к Регионам Крайнего Севера и Дальнего Востока, демонстрация возможностей отечественного автопрома (если автомобиль находится в руках опытного водителя), научно-исследовательская работа по изучению ледового покрова Татарского пролива и Охотского моря. Мониторинг прибрежной зоны Татарского пролива. Информационно-просветительская деятельность как по пути следования экспедиции, так и по возвращению в Ямало-Ненецкий автономный округ, проведение лекций среди молодежи. Испытание новой спальной системы позволяющей спать при -40˚С - +40˚С, о которой позже расскажет её автор и разработчик Андрей Меньшиков - действительный член Русского Географического общества ЯНАО, путешественник, участник многократных экспедиций за Полярным кругом и соревнований по внедорожному ориентированию.

Дневник путешествия:

30 марта - 02 апреля
"Япония - страна восходящего солнца" - этот эпитет, знакомый нам со школьной скамьи, не совсем соответствует действительности. Вчера я видел как солнце садилось в Японию!
Плутая по Сахалину, я волею судеб оказался в Южно-Курильске. Если взглянуть на карту, то окажется, что Южно-Курильск - это вовсе не Сахалин, а Кунашир - самый южный остров Большой Курильской гряды. До Японии на запад чуть больше 10 км. Вот и получается, что солнце садится точнехонько в Японию, делая её страной не восходящего, а страной заходящего солнца.

29 марта

Как только солнце проспало и вовремя не показалось в этих южных широтах, зима тут как тут. А меж тем: в 80 км отсюда цветёт сакура! Вот,что значит Россия - северная страна, а Япония - южная.
27-28 марта
Дуэ.Военный пост Дуэ.Отсюда началось освоение острова русскими. Дуэ известен с 1852 года. Первые годы своего существования пост назывался просто Сахалинский пост.Ну,а потом название населенному пункту нашлось само-собой по названию мыса Дуэ(говорили пошли на Дуэ,пришли с Дуэ),вот так само-собой и приклеилось название к населенному пункту.Мыс же наградил именем мореплаватель Жак Лаперуз в честь французского города Дуэ. Вот так на восточной окраине России красуются французские имена: Дуэ,Жонкьер,Де-Кастри,Крильон. Место для поста выбрали исходя из залежей каменного угля,пласты которого выходили на поверхность. Рядом с постом была построена шахта "Макарьевская".В 30х годах прошлого столетия Дуэ переживал расцвет,стал поселком городского типа, число жителей в те годы превышало шесть тысяч человек. Почти все работоспособное население было занято на шахте.Проработавшая больше ста лет шахта "Макарьевская" в 1977 году была закрыта. Уголь флоту стал не нужен и шахта стала не рентабельной. Дуэ стал умирать. Перешел в разряд сел.В середине 90 х закрыли детский сад и школу.Жилых осталось только три двадцатичетырех квартирных дома и те не полностью заселены,в одном заняты две квартиры,в другом примерно половина,в третьем в квартирах расположены библиотека,почта,фельдшерско-акушерский пункт,дом культуры. Еще в одном доме,теперь уже нежилом расположена котельная. На улице встретил двух ребятишек начального школьного возраста,чему был немало удивлен. Поговорил с ними как учатся,где и как добираются в школу. Каждое утро за ними приходит автобус и отвозит в соседний город в школу.Встретил мужчину лет 40 , он посетовал, что когда была шахта было все хорошо,а теперь все плохо. Откуда он это знает для меня загадка, ведь он родился когда шахта уже была закрыта и все чего-то от кого-то ждет. Ждет,что вот-вот придет большой начальник и сделает ему хорошо и отпустит его на свободу. Весьма грустное село,производящее тягостное впечатление своими зданиями,своими людьми живущими в добровольном заточении. А я как будто вернулся в каторжное время.
Обратите внимание на номера домов, они дают представление о размерах Дуэ в период расцвета.
Точное количество жителей неизвестно. В селе сказали около 30, хотя прописано больше 120.

26 марта

26 марта в музее прошла встреча с путешественником-экстремалом Андреем Меньшиковым из Ямало-Ненецкого автономного округа. Присутствующие и не заметили, как пролетели 2,5 часа с начала встречи. Андрей сопровождал свой увлекательный рассказ фотографиями, которые сложно воспринимать, как реальные — ледяные торосы, встреча на море его автомобиля с ледоколом, знакомство с белыми медведями.
В прошлом году Андрей Меньшиков с другом прошли вдоль моря Лаптевых до самой северной материковой точки России — мыса Челюскин. Эта экспедиция вошла в Книгу рекордов России как экспедиция «Великий Северный Путь — 2016». За 48 дней путешественники преодолели маршрут длиной 16 000 км и пересекли шесть часовых поясов. В настоящее время путешественник совершает одиночную экспедицию по Сахалину на автомобиле «Нива», посвятив её 70-летию образования Сахалинской области.
Андрей Меньшиков работает начальником службы контрольно-измерительных приборов и автоматики «Ямалкоммунэнерго», является членом Русского географического общества. Экспедициями старается привлечь внимание жителей РФ к внутреннему туризму и пропагандирует здоровый образ жизни.
http://sakhalinmuseum.ru/news_883.php

25 марта

г. Холмск
В Холмске участники районного семинара для учителей географии встретились с путешественником Андреем Меньшиковым.

16:15 25 марта 2017. Марина Сорокина

На базе холмского историко-культурного центра состоялся семинар районного методического объединения учителей географии, на котором рассматривались вопросы преподавания краеведения в учебных учреждениях.

Открывала семинар встреча с путешественником из Ямало-Ненецкого автономного округа Андреем Меньшиковым. Ее тема — "От российской Арктики — до островов". Гость рассказал присутствующим о своих путешествиях по самым отдаленным уголкам страны. Он много говорил о поведении диких животных, которые прежде не имели опыта общения с человеком. Например, волки, увидев его, садились полукругом в ожидании дальнейших действий зашедшего на их территорию двуногого чужака. Поняв, что им ничто с его стороны не угрожает, они, словно собаки, принимались играть с ним.

Коме того, Андрей Меньшиков поведал слушателям о быте и традициях представителей коренных малочисленных народов Крайнего севера — хантов, манси, ненцев. Он также поделился с педагогами любопытными наблюдениями, сделанными им при сравнении зарплат и стоимости товаров народного потребления в Ямало-Ненецком округе, других, отдаленных от центра России регионах и в Сахалинской области. Путешественник отметил, что на островах цены значительно выше. Впрочем, несмотря на это, он уже третий раз приезжает на Сахалин. Гость признался, что сюда, на загадочный и неповторимый по своей красоте остров, его тянет, как магнитом, хотя он не любит возвращаться в те места, где уже бывал раньше. Учителя посоветовали Андрею съездить на остров Монерон, упомянули уникальные сахалинские памятники природы, знакомство с которыми тоже будет незабываемым.


После этого занимательного диалога и обмена мнениями старший научный сотрудник историко-культурного центра Татьяна Коноплева прочитала лекцию "Айны: культура, обычаи, традиции", которая плавно перешла в знакомство слушателей с частной коллекцией предметов обихода периода японского губернаторства Карафуто. Ее владельцем является руководитель районного методобъединения учителей географии Эльмира Галимова. Она рассказала о том, где был обнаружен тот или иной экспонат, для чего и как он использовался.
Слушатели внимательно рассматривали представленные на экспозиции предметы. Среди них были раритетная печать школы Симидзу (ныне село Чистоводное Холмского района), чашечка для сакэ и курительная трубка. Как пояснила хозяйка коллекции, последние два предмета, судя по нанесенным на них иероглифам, прежде принадлежали воину. Слушатели также узнали неизвестные им факты о кимоно и специальном поясе для этой традиционной вещи из гардероба жителей Страны восходящего солнца.
На этом теоретическая часть семинара была завершена и пришел черед практической. Анна Баранова, заведующая художественно-реставрационной мастерской, пригласила всех на мастер-класс "Экологическая поделка. Рисунок на камне". Данное мероприятие — лишь часть большого экопроекта историко-культурного центра. Участникам раздали собранные на побережье камешки, на которых под руководством наставника учителя должны были изобразить морского исполина — кита. С заданием педагоги успешно справились. Но на этом семинар не закончился. Последним "аккордом" стала презентация технологии проведения экологической игры-бродилки "Про отходы", которая тоже вызвала немалый интерес у педагогов.
— В этом учебном году семинары для учителей географии стали более информационно насыщенными и познавательными. Кроме того, для учащихся холмских школ проводится много мероприятий. Это муниципальные конкурсы по географии, тематические мастер-классы и игровые программы. И все благодаря тому, что информационно-методический центр управления образования в свое время заключил с городским историко-культурным центром договор о сотрудничестве, — отмечает Эльмира Галимова. — Мы признательны сотрудникам центра и его директору Ольге Муратовой за замечательные мероприятия, ориентированные на разновозрастную аудиторию.
21 марта
На пути встретилась самобытная заправка. Не просто облезлая нищенская АЗС, убогость которой выдают за самобытность, а реально самобытнейшая заправка, хотя она тоже порождение нищеты в головах. Процесс заправки автомбиля сродни чайной церемонии. Как видим задумка была выдавать заправочный пистолет оплатившему энную порцию бензина. Видать устали пистолет в форточку туда-сюда просовывать, внесли рацпредложение - в светлое время суток пистолеты висят на улице в свободном доступе. Да и сам процесс заправки в корне отличается от первоначально задуманного.
А теперь собственно перейдем к самой церемонии заправки автомобиля топливом. Я долго не мог понять, каким чудом пополнить запас топлива, за окном небыло никого. Дверь открыта. Откуда-то с улицы подошел мужичок и все пояснил. Оказывается заправка на доверии. Нужно просто вставить пистолет в горловину и нажать курок. Я так и сделал.
- А дальше,что? - вопрошаю мужика возвращая пистолет на крючок.
- Сколько вошло? - спрашивает мужик.
- Литров двадцать, - говорю.
- Тогда с тебя 880 рублей.
- То есть?!
Видя мою растерянность, мужик говорит: "Мы же доверяем друг другу".
Логично,черт побери!)))
- Карточкой примешь плату?
- Какая может быть карточка когда люди доверяют?
Даю ему 1000руб, он заходит в эту открытую дверь. Выносит сдачу.
- Чек есть?
- Чека нет,все на доверии, - получаю ответ.
Потом мы с ним еще поболтали о Ямале,Тюмени,Сибири и Урале. Мужик оказался на редкость начитаным и интересным собеседником.
Вот такая необычная АЗС, без каких либо опознавательных знаков, стоящая спиной к дороге.

20 марта

Еще летом прошлого года я сомневался в наличии снежного покрова на острове Сахалин. А виной всему его южное расположение на глобусе, Сахалин намного южнее Москвы. И вот я зимой на острове... Теперь, я сам любому скажу, что южный остров в зимние месяцы весь под снегом, причем под толстенным слоем. Из-за этого толстого снежного одеяла я с трудом находил подъезды к морю. Ехать по целине не получается, снег слишком глубокий, а наста нет. А если копать? Можно и копать, но копать будешь как раз до следующей зимы.)))

19 марта
А вот вам картина параллели, на которой Одесса стоит. Как видим здесь уже почти лето))) Даже море льдом не покрыто и шумит уже по-настоящему, по-морскому - вот такой он, Сахалин. Если смотреть его на глобусе, то вроде он на юге, а если нет глобуса и смотреть его в живую, то Сахалин - это север.

17 марта
г. Оха
Попал в компанию школьников. Рассказал, что знал. Часа два тараторил. На прощание сфотографировались. Дети рады, что к ним заехал человек с котинента. Я рад, что дети рады.

16 марта

50 градусов северной широты. Минус 12 градусов по Цельсию. А ведь между прочим на этой широте расположен город Киев.

13-14 марта

Стою на пороге штаб-квартиры общины нивхов. Нивхи или гиляки, как их называл Антон Павлович Чехов в своей книге "Остров Сахалин", являются древнейшим народом населяющим Сахалин. Относятся к Коренным малочисленным народам Севера. Община нивхов "КыхКых" по-русски "Лебедь". Это не единственная община нивхов на Сахалине, но наверное, самая большая и живущая обособлено, а не растворенная в большом городе как прочие. Община имеет свою газету "Нифх диф" -"Нивсхое слово". Газета печатается на языке нивхов ,хотя язык уже почти никто не знает. В обиходе нивсхий язык не употребляется и полностью вытеснен русским. Чтобы получатели газеты смогли её прочесть, она издается с переводом на русский. Газета выходит раз в месяц и распространяется бесплатно в каждую нивхскую семью.

10. 03. 2017

Вот такая нефтяная вышка встретилась в пути.

09. 03. 2017

Нефтегорск. Остался на картах. Осталась стела на въезде в город, а города нет. Город погиб в 1995 году....в мае... в час ночи, когда все спали.
Земля разверзлась и 17 пятиэтажных домов провалились в бездну. Из чуть больше трех тысяч жителей, погибли две с половиной тысячи. Уцелели немногие жители верхних этажей, находившиеся у окон. Сегодняшнюю ночь я провел на этом месте.


07-08. 03. 2017

Я сейчас в Нефтегорске. Это мертвый город. В 1995 здесь было сильное землетрясение 9 баллов. Город оказался в эпицентре. 17 пятиэтажных домов провалились в бездну. Дело было в час ночи. Погибло 2500 из 3100. Уцелели только жители верхних этажей находившиеся возле окон. Их выбросило на улицу. Остальных завалило. Жуткая трагедия.

06. 03. 2017

Сегодня на зимнике встретил цыганский табор. Цыгане дружною толпою ехали мне на встречу с явной целью, что-то где-то забарыжить в тайге, но не смогли осилить перевал. Хотя, если бы осилили, то удачной торговой операции явно бы не вышло. Дорога шла в полуразвалившуюся деревню с десятком старушек и сельмагом с почтой. Вывалившись гурьбой они очень ловко развернули свои повозки и весьма задорно помчались впереди меня, периодически выскакивая и толчками в багажники поправляя траекторию движения каравана.

04 - 05. 03. 2017

Пургую. За окном света белого не видно. Машину замело по самые окна. Двери не открываются. Выбираться придется через окно прямо в сугроб. Лопата в багажнике, получается, багажник буду откапывать как собака, лапами, т.е. руками и ногами. Сегодня, похоже, никуда не еду. Чтобы не бездельничать начну испытание нового укрытия. Самое время проверить как разворачивается укрытие в условиях ураганного ветра. И буду пробовать с помощью "новых технологий" скрываться от непогоды.


03. 03.2017

Мыс Жонкьер и скалы Три Брата. Ближе подъехать не получилось. Мыс получил название в честь французского адмирала Жонкьера, назвал его так известный французский исследователь Лаперуз.
Сквозь мыс пробит туннель. С туннелем связана история каторги.
Пробивали туннель каторжане. Пробивали с двух сторон навстречу друг другу, но так как среди них не было горных дел мастера, то эти две группы проходчиков не встретились. Ходы получились несоосные ни по вертикали ни по горизонтали. Тогда выписали на каторгу горного инженера из заключенных с материка, а из Петербурга пришло указание виновного наказать двумястами палками. Все понимали, что ни один человек не выдержит двести палок и тогда тюремное начальство пошло на хитрость: выстроило двести человек, каждого огрели по одной палке. В Петербург рапортовали, что выдали двести палок. Хитрым способом два хода состыковали в один туннель.
Свод туннеля держат деревянные бревна, до сих пор держат, хотя стоят уже больше ста лет. Стоят в постоянной сырости.



02.03.2017

Чем дальше на север острова, тем реже и хуже заправки, тем дороже бензин.
Цена за 92-й. А заметьте колонка с 95-ым имеет "премиум" вид.

Что-то сегодня меня опять в снег потянуло. С вопля: "Я знаю короткую дорогу!" начинается самая веселуха!!!
Не скажу, чтобы много копал, но два раза лопату доставал. Снег сегодня никудышный. Плюсовая температура - откуда снег качественный будет? Куда хотел не доехал.



1.03.2017

с. Гастелло. При японцах это селение называлось Найро. Находится на берегу залива Терпения в Охотском море. Залив сейчас весь замерзший,хотя чуть южнее возле Макарова море чистое, почти до самого берега. Селение своим видом производит удручающее впечатление. Такое ощущение, что с момента ухода японцев в нем никто не жил.

г. Поронайск. Проехал Поронайск - самый восточный город в районах, приравненных к Крайнему Северу. Находится на берегу залива Терпения. Весьма приятный город, вот только с уборкой снега тут какая-то беда. Все дворы завалены снегом с дороги. Детских площадок фактически нет. Они есть, но играть там невозможно, все под кучами грязного снега.

Огромный рыбоконсервный завод:

Нравится мне посещать музеи, особенно краеведческие и этнографические. Начинается все безобидно, как у всех. А потом, постепенно к концу экскурсии, перехватываю инициативу и начинаю свою лекцию. Это так затягивает, что не можем разойтись. Уже час, как закончился рабочий день, а мы все рассказываем друг другу разные разности. Много рассказываю про Ямал и про те места, где довелось бывать. Встречно, особенно если о знакомых местах, получаю интересную информацию. И все это на позитивных эмоциях, на кураже, взахлеб. Вышли на улицу и еще шли гурьбой - не могли расстаться. А прощались - махали друг-другу руками. И прощались так, будто завтра увидимся. Люблю я музеи.


Фотки про Сахалинские ужасы.
Тут, ребята, сходят какие-то сели и лавины, а еще цунами. Нам жителям центрального континента - это не понятно.
Вот, разглядывая плакаты про такую жуть, я и просчитался с обочиной.

28.02.2017

Южно-Сахалинск или Южный , как попростому называют его островитяне. Южный бывшая деревня Владимировка. При японцах - Тойохара. Был административным центром провинции Карафуто. При японцах из хаотично построенной деревни выровнялся и стал городом. Появился генплан стоительства и застройка стала параллельно-пенпендикулярной. Появились парки,скверы. Появилось многоэтажное строительство. Японцы стали строить пятиэтажные дома. В городе вюду чувствуется японское наследие, в своеобразной архитектуре, в лицах людей с явными японо-корейскими корнями...

На Сахалине рыбаки везде. Всегда кучей. Часто их отрывает от берега и уносит,но они настырно выходят на лед:
г. Макаров.

г. Макаров получил свое имя в честь русского адмирала Степана Макарова. Городом стал при японцах и носил имя Сирутору. До японцев это была маленькая деревня Селютора. Названа на языке аборгенов и означала сухое место. В начале девяностых годов 19-го столетия т.е. за десять лет до японцев в этой деревне проживало пять человек. Японцы построили целлюлозный комбинат, угольную шахту.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Авиационное обеспечение:
Авиация ФСБ России
Партнеры экспедиции
Информационные партнеры
PR поддержка проекта
© EC-Arctic.ru 2001 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU Рейтинг@Mail.ru