11-17 марта 2016 Дневник автомобильной группы экспедиции "Великий Северный Путь" 2016 "Море Лаптевых от края до края"

11 марта
19:49 (МСК)
Привет всем, мы в Хатанге! Пробег за сегодня получился довольно хороший, несмотря на сложную дорогу: 270 км!
Еще вчера мы как-то для себя решили непременно сегодня добраться до Хатанги. Поэтому встали очень рано и уже в 6 утра начали движение. Дорога была сильно заметена, мы даже не могли найти свои следы, но нас подстегивал прогноз погоды: перспектива ночевать при -45 против сегодняшних -36 придавала нам уверенности в принятом решении )
Когда приехали в Хатангу, были очень приятно удивлены, что за нашими перемещениями следил, оказывается, весь поселок! У кого нет интернета, перезванивались с друзьями и уточняли новости. При такой поддержке и на край света не страшно ехать! )
Но задержаться здесь не сможем, так как наш маршрут еще не завершен. Следующая наша цель – поселок Сындасско, расположенный в устье реки Хатанга (Хатангский залив, море Лаптевых) на расстоянии 285 км от села Хатанга и 1860 км от Северного Полюса. Это второй после Диксона (1830 км до СП) самый северный континентальный посёлок в мире. Население по разным данным от 496 до 526 человек (долган — 492,ненцев — 1, нганасан — 3). В поселке на карте было обнаружено две улицы и 40 жилых домов, а также магазин, интернат на 43 человека, клуб на 50 человек, школа и детский сад.
В 2014 году Сындасско был удостоен гран-при конкурса «Самый образцовый поселок Таймыра 2014», за что даже получил денежный приз! Эти средства планировали потратить на покупку Трэкола. А в октябре 2015 года в Сындасско была поставлена дизельная электростанция для снабжения электричеством социально-значимых объектов поселка.
Из интересного еще можно отметить, что здесь родился и проживает уникальный мастер по резьбе на кости (на бивне мамонта) Василий Семенович Киргизов. Многие его работы хранятся в музее Хатанги, и не только по резьбе на кости, но и поделки из камня, дерева и глины, макет чума и многое другое. А его сувенир «Семь мамонтят» был подарен Его Высочеству герцогу Эдинбургскому принцу Филиппу в честь его визита на Таймыр (1995г)!

PS: мы все еще остаемся без запаски, вопрос пока решаем, надеемся перехватить ее в Тикси, если повезет.

12 марта
18:41 (МСК)

У нас все хорошо. Весь день были сегодня в Хатанге, и было у нас много встреч, общения, обсуждений. Люди здесь очень гостеприимные и отзывчивые. Спасибо Вам за все очень большое! Мы остались под большим впечатлением тепла и уюта в этот очень морозный день ) - с утра столбик термометра показывал -45, и в школах отменили занятия!
Ну а мы сейчас отправляемся дальше на Север в сторону Хатангского залива. Нас ждет Сындасско!

13 марта
18:55 (МСК)

Мы в Сындасско!

Нам повезло, что бОльшую часть пути по левой стороне реки Хатанга шел след, по которому мы довольно быстро ехали, а последние км 50-70 мы свернули направо в сторону поселка и пробивались по целине. Было и торошение, и неровности, но в целом прошли хорошо и эту часть пути тоже.

Перед въездом в Сындасско мы увидели ручную «каменоломню». Когда подъехали ближе, оказалось, что это местные жители добывают уголь в обрыве. Они ставят лестницы длиной около 10м, и топорами и кирками откалывают из открытой жилы месторождения уголь для отопления жилищ. Завозимого угля на сезон не хватает, поэтому начиная с зимнего сезона идет организованная добыча твердого топлива, которое затем развозят по всем домам.

Наш приезд вызвал много радушия, пока общались – все работы были приостановлены. Один из местных жителей Илья, дабы не держать нас улице, рассказал, как проехать к нему домой, где нас встретит его супруга. Дома у Ильи нас очень тепло приняли, тут же накрыли стол, и время летело очень быстро, пока мы обменивались новостями, а нам рассказывали о жизни и быте поселка.

Потом по внутренней связи ребята позвонили главе поселения - Нине Николаевне, и передали нас буквально «с рук на руки». Семья Нины Николаевны приняла нас также радушно и тепло, и много рассказывали, как живет поселок. На днях должны вроде привезти технику для организации новой электростанции. Сегодня пока сидели два или три раза отключался свет, старая электростанция не справляется с нагрузкой. Но теперь есть надежда, что все нормализуется. И про нехватку угля рассказывали: завозимого объема не хватает даже на полсезона, потому и ведут добычу из угольной жилы, благо она здесь есть, и находится на поверхности. Также узнали для себя, что не Хатанга, а Сындасско можно отнести к самым дорогим поселениям по стоимости продуктов. Так, уже и без того дорогие продукты из Хатанги сюда привозят машинами, стоимость доставки одной машиной около 90 тыс руб.

Сам поселок, как и пишут все источники, состоит практически из долган. Но что мы видим, и о чем не пишут, что это одни из последних долган, которые сохранили свою самобытность практически во всем: живут оленеводством, практически все ходят в национальных одеждах из оленьих шкур, в т.ч. и в обуви. Обувь вообще отдельная тема: она настолько красивая – вся расшита бисером вручную, необыкновенными узорами. Вообще у них развито очень рукоделие, и нас даже потом отвезли местным умелицам, которые занимаются такой интересной и творческой работой. Очень развито у девочек бисероплетение, и украшения, сделанные ими, очень красивы.

Очень самобытный, интересный и приветливый поселок оказался! Неправильно, кода путешественники проезжают мимо него. Здесь многое стоит увидеть!

Но время не ждет, и сейчас мы отъехали от поселка пару км, встали на ночлег и идем завтра на Нордвик.

Википедия: Нордвик.
В августе 1739 года, участники Ленско-Хатангского отряда Великой Северной экспедиции, под командованием лейтенанта X. П. Лаптева на дубель-шлюпке «Якутск» открыли бухту и дали ей имя Нордвик (Северный залив).
С XIX века было известно, что в районе бухты Нордвик есть ископаемые: нефть, уголь, соль. К середине 1930-х годов было принято решение к их освоению. 25 июля 1936 года, по постановлению Совета Труда и Обороны (СТО) СССР, создан трест «Нордвикстрой» в составе Главного управления Северного морского пути. Постановление обязывало «Нордвикстрой» закончить разведку на соль для определения сооружения соляных рудников, географические и портоизыскательские работы, подготовить технический проект строительства Нордвикского горно-промышленного комбината.
В 1956 году Нордвикское предприятие перестало существовать и посёлок был закрыт.

14 марта
17:30 (МСК)

Всем привет! Мы в бухте Нордвик, у нас все хорошо.

Утром выехали от Сындасско в сторону поселка и бухты Нордвик, а по пути заехали в поселок Косистый (70 км севернее Сындасско), одноименный с названием мыса на Таймырском полуострове. (см ниже).

Косистый – это заброшенный и довольно большой городок, бывшая военная секретная база. Здесь и по сей день здесь стоят трехэтажные капитальные здания, судя по всему с некогда центральным отоплением! Есть собственная довольно большая котельная на 4 угольных топки, дизельная электростанция. Есть даже собственный аэродромом! Все разрушенное и нерушимое одновременно… Нашли много останков разной техники. Настолько было интересно - мы облазили каждый уголок этого давно брошенного поселка (см заметку ниже) и до сих пор пребываем в состоянии полного восторга, что заехали сюда!

А потом был поселок Нордвик. Не менее грандиозное зрелище! Вторую часть дня провели здесь и много всего успели посмотреть! Кстати, нашли огромный американский дизель, размером с двухэтажный дом. Интересно, его можно реанимировать?... а еще мы вычитали, что здесь есть Студебеккер, и колеса у него прямо-таки наши - хотели взять их себе на запаску! В итоге, Студебеккер мы нашли, правда разобранный по частям: часть кабины, решетку от морды, двигатель даже, вот только колеса не нашли... видно пока не судьба.

Сейчас отъехали немного от поселка и встали на ночлег на берегу бухты. Красота нереальная…стоим на 74-й параллели, второй раз за эту экспедицию ). Всем привет!


Поселок Косистый.

Брошенный посёлок, названный в честь одноимённого мыса на Таймырском полуострове, но имевший, правда, и другое, в свое время засекреченное, название - «Москва-279». Расположен на берегу моря Лаптевых (Красноярский край, Долгано-Ненецкий р-н). Сам посёлок существовал только для обеспечения аэропорта, который являлся резервным для аэропорта Хатанга.

Косистый - бывшая военная база, основанная в 1939 году. Здесь располагались войска ПВО, имелись радиорелейные подразделения и авиация. Аэропорт бетонной полосы не имел, вместо неё использовалась длинная коса, намытая за сотни лет мелкой галькой. Ее укатывали летом, а зимой она смерзалась сама. В одном здании находились промежуточный аэропорт, сельский Совет, почта; имелись гостиница, школа; в посёлок по расписанию летали рейсовые АН-2.

Вскоре после распада СССР войска вывели, технику бросили. Жившие рядом с военными гражданские, которые кормили защитников свежей рыбой и олениной, тоже стали потихоньку выезжать. И прекрасный поселок с котельной, дизельными станциями за два года практически перестал существовать. Одним из последних жителей посёлка был С.К.Дмитриев - бывший начальник аэродрома. (http://www.dead-cities.ru/city/Kosistyy)!_FOUNDED_HTML_BLOCK_9_!

15 марта
21:48 (МСК)

Сегодня был замечательный день. Солнечная погода, за бортом -40, и только сильный ветер днем поднимал высокую поземку, но к вечеру и он стих.

Прошли почти всю бухту Нордвик вдоль побережья по морю. Не смогли только самый краешек мыса обогнуть, так как на пути встали огромнейшие торосы. Попробовали их обойти с разных сторон, но все же эти торосы для нас стали непреодолимой преградой. По сему оконечность мыса срезали по суше и вошли в русло реки Анабар! Мы в Якутии!
Сразу помчались на полярную метеорологическую станцию «Анабар». Там были очень гостеприимно приняты начальником станции Дмитрием и его женой Светланой. Спасибо им огромное за теплую встречу и вкуснейший ужин, и за интересное увлекательное общение!

Вечером со станции выехали в направлении Тикси, и встали не на ночь. Соответственно, в Юрюнг-Хаю мы уже не пойдем - миновали ее днем севернее примерно на 60 км.

У нас теперь 6 часов разницы, и сейчас у нас 4 часа утра. Андрей уже спит, и я ложусь. Всем доброй ночи!15 марта
21:48 (МСК)

Сегодня был замечательный день. Солнечная погода, за бортом -40, и только сильный ветер днем поднимал высокую поземку, но к вечеру и он стих.

Прошли почти всю бухту Нордвик вдоль побережья по морю. Не смогли только самый краешек мыса обогнуть, так как на пути встали огромнейшие торосы. Попробовали их обойти с разных сторон, но все же эти торосы для нас стали непреодолимой преградой. По сему оконечность мыса срезали по суше и вошли в русло реки Анабар! Мы в Якутии!
Сразу помчались на полярную метеорологическую станцию «Анабар». Там были очень гостеприимно приняты начальником станции Дмитрием и его женой Светланой. Спасибо им огромное за теплую встречу и вкуснейший ужин, и за интересное увлекательное общение!

Вечером со станции выехали в направлении Тикси, и встали не на ночь. Соответственно, в Юрюнг-Хаю мы уже не пойдем - миновали ее днем севернее примерно на 60 км.

У нас теперь 6 часов разницы, и сейчас у нас 4 часа утра. Андрей уже спит, и я ложусь. Всем доброй ночи!

16 марта
18:11 (МСК) Девиз дня: "мир тесен и интересен"

У нас все хорошо. Доехали сегодня до полярной станции Усть-Оленек. Общий пробег за день составил 350 км. Дорога была для нас вполне приемлемая. Всю дорогу читался чей-то след: то отчетливо, то не очень, то совсем пропадал, но вновь всплывал, и давал нам ориентир движения. Шли и по следу, и где-то рядом с ним, а где-то и вовсе срезали, но в целом довольно комфортно шли, без проблем. Да и погода стояла отличная весь день.

Еще засветло приехали на полярную станцию «Усть-Оленек». Были очень тепло приняты и весь вечер провели в компании очень гостеприимных хозяев станции: и.о. начальника станции Светланы и ее помощника Константина, а сам начальник станции (муж Светланы) сейчас в отпуске. Станция довольно в сложном состоянии, и требует ремонта. Поселок пустует фактически. Но ребята не унывают: работы много, скучать некогда. Очень были рады нашему приезду: приветливо нас встретили, накормили вкусным супом и даже свежеиспеченным тортиком, который готовили на десерт к ужину! А тут мы приехали, и лакомство оказалось очень кстати.

И вот, что еще: мы видели здесь на станции вымпел экспедиции 2014 года под руководством Колодкина Аркадия «73 градуса ниже экватора»! https://www.facebook.com/Yakutia/ Вот ведь «мир тесен»! Нам было очень приятно видеть историю и символы наших друзей в этом месте.
Ну а сейчас мы примерно в паре километров от полярной станции встали на ночлег. За бортом -35, из окошка машины наблюдаем красивейшее Северное сияние, волшебные звезды, нам тепло и уютно…. )

PS: от Анны Морозовой -удивительное рядом.

Во время сеанса связи с ребятами появились шумы, и два спутниковых канала смешали слушателей.

Я переспрашиваю последнюю фразу, а в ответ получаю: «А с кем я говорю? Это Вячеслав. Вообще то я со своей супругой из Геленджика разговаривал. Между прочим, со спутника! А сам я на полуострове Таймыр нахожусь».

Я просто опешила..! ) как такое может быть?

В итоге оказалось, что Вячеслав работает неподалеку от озера Таймыр. Ведут исследования окрестностей. У него прекрасная и, судя по теплоте отзывов Вячеслава, очень любимая супруга, Женя! Про нашу экспедицию не слышал, но пожелал успехов.
17 марта
19:03 (МСК)

Мы сейчас звоним через IP-телефонию из недр самого современного Арктического центра — научно-исследовательской станции «Остров Самойловский»! У нас все отлично. Здесь есть также интернет, поэтому днем нам удалось выложить фото, спасибо сотрудникам станции!

Ну а теперь по порядку:

Выехали, как и планировали, рано утром. Сначала ехали по очень старому одиночному следу: за всю зиму до Усть-Оленька из Тикси ходил только один КАМАЗ, и судя по следам - был он здесь очень давно. Сначала мы немного видели этот след, а потом он вовсе потерялся из виду. Потому шли мы своим путем.

Вышли в море – оно оказалось очень сильно заторошено. Много снега с застругами. Мы долго плутали в этом лабиринте: объезжали, топтали, возвращались обратно, снова объезжали – и ни конца, ни края этим торосам не было… устали жутко. Но потом вспомнили про КАМАЗ. Где-то же он прошел! Потихоньку приблизились к берегу, в районе рыбацкого поселка. А там, словно нас ждали - следы Трэкола, и довольно хорошие. По ним Митцу радостно помчался вперед! и так мы довольно скоро домчались до научно-исследовательской станции о. Самойловский.

НИС о. Самойловский – одна их самых современных! Лаборатория станции оснащена современным оборудованием – спектрометрами, химическими анализаторами, различными измерителями. На станции работает по российско-германскому проекту совместная межправительственная экспедиция «Лена». Мерзлотоведы, археологи, геологи, экологи, климатологи и многие другие ученые из России и Германии ведут круглогодичные исследования природной среды Арктики, следят за изменениями в вечной мерзлоте и ведут климатические наблюдения.

На станции имеются очистные сооружения, объекты водоподготовки, система вентиляции, междугородние и спутниковые телефоны, Интернет, телевидение. Оборудование всех систем жизнеобеспечения в значительной степени автоматизировано.

Здесь имеются удобства и все условия для исследований, принятые на ведущих полевых научных станциях мира. Помимо работы научных сотрудников, станцию также обслуживает технический персонал, задача которого поддержание её жизнедеятельности и создание комфортных условий для научных сотрудников. Все работают вахтовым методом.

Мы были здесь очень тепло приняты персоналом, и руководителем Станции Федором Селляховым: нас разместили, предложили поужинать вместе, и даже возможности не допустили, чтобы мы ночевали не на Станции, а в машинах. Поэтому мы остались сегодня на ночевку здесь, вопреки нашим привычным планам, чему очень рады в итоге! Очень интересные и отзывчивые люди здесь: мы узнали много нового, поделились своими новостями. Кстати, ребята до сих пор помнят приезд на Станцию экспедиции Аркадия Колодкина 2014 года! Очень тепло отзываются, а у одного из сотрудников даже стоит заставка на рабочем столе компьютера: три джипа на фоне Станции!

Завтра у нас по плану Тикси, а по пути хотим еще заехать на полярную метеорологическую станцию «Хабарово».

PS: про запаску.
Наш спонсор GoodYear изыскал возможность доставить нам запасное колесо. Оно сейчас ждет своего часа для вылета к нам из Москвы. Однако посовещавшись, мы решили в виду хорошей скорости перемещения, и чтобы не терять время на ожидание колеса в Тикси, благо пока наши колеса в полном порядке, пересылать ее только в экстренном случае. Но это уже совсем другое ощущение уверенности) теперь и ехать будет спокойнее!

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Авиационное обеспечение:
Авиация ФСБ России
Партнеры экспедиции
Информационные партнеры
PR поддержка проекта
© EC-Arctic.ru 2001 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU Рейтинг@Mail.ru