АН-2 на поисках самолета С.Леваневского

Своими воспоминаниями об участии в поисковой экспедиции, состоявшейся в августе 1999 года на Аласке, поделился наш друг, Виктор Иванович Елецкий, экс-ведущий инженер по летным испытаниям силовых установок Запоржского ГП «Ивченко-Прогресс».
В дальнейшем, анализируя расчеты специалистов, изложенные в докладе Н.Якубовича, Виктор Елецкий пришел к выводу, что наиболее вероятным местом аварийной посадки Н-209 могло стать побережье канадского о.Элсмир, и, в частности, залив Мак Клинтока, где в течение всего лета могли сохранятся поля пакового припайного льда. Некоторые выводы, сделанные В.Елецким, приводятся ниже:

Тайну Н-209 хранит остров Элсмир.

Из статьи Н.В. Якубовича «К вопросу о расчете дальности полета самолета Н-209» - АН СССР, Советское национальное объединение историков естествознания и техники. 1984 г.; Из истории авиации и космонавтики, вып. 49, (стр.143 -156) известно, что «...Полетный вес самолета при старте в Америку был 34.700 кг, из них горючего было 16.400 кг, масла 920 кг. …Проведенные нами расчеты показывают, что полетный вес самолета к этому времени (выключения четвертого двигателя) снизился до 22.500 кг». (стр. 143,144).
Расчетная продолжительность полета снизилась с 35 до 28 час (см. рис. 9 статьи Н.Якубовича «Изменение полетного веса самолета Н-209 во время перелета; 1 – планируемое; 2 – фактическое». (стр.153).
Таким образом, ко времени отказа 4-го мотора, через 20 час 17 мин полета, полетный вес уменьшился на 12.200 кг. Расход топлива составил около 11.700 кг, расчетный расход масла – не менее 460 кг, остаток топлива на борту составил около 4.700 кг. Запас продолжительности полета по топливу на момент отказа мотора составлял около 8 час.
В результате значительного перерасхода топлива (около 12 т вместо 8 т расчетных), при полете к Полюсу на режиме номинальной мощности моторов вместо эксплуатационной, в условиях циклона на нерасчетной высоте 6.000.м, при встречном ветре до 100 км/час, а затем - отказа четвертого мотора за Полюсом, самолет Леваневского ДБ-А Н-209 лишился возможности на трех моторах на оставшемся топливе долететь даже до побережья Аляски (2100 км).
После отказа мотора начался тяжелый изматывающий экипаж полет на трех моторах, при сильной вибрации, со скольжением из-за асимметрии тяги. Уменьшилась скорость из-за возросшего аэродинамического сопротивления в полете со скольжением и дополнительного сопротивления авторотирующего воздушного винта фиксированного шага, что привело к расходованию лишних литров топлива и снижению продолжительности и дальности полета.
Единственно, возможным решением в сложившейся ситуации был поворот к ближайшей суше – Канадскому Архипелагу и продолжение полета, с возможностью вынужденной посадки на сушу по окончанию топлива или отказу моторов. Ближайшая суша – остров Элсмир Канадского Архипелага находится в 750 км от места отказа. Известно, что радиограмма с борта Н-209: «Иду на двух, …впереди вижу ледяные горы» была принята в Якутске около 22 час мск, т.е. через 7,5 час после отказа мотора. Покрытые ледниками «ледяные» горы высотой до 2,5км на 83-й широте на Земле есть только на острове ЭЛСМИР. Посадка Н-209 на Элсмире была возможна в местах схода ручьев ледников в заливы. В северной части залива Мак-Клинток, наиболее крупного, таких мест пять. Координаты района возможных для посадки мест – 83 гр. СШ, 76 гр. ЗД. Но, там Н-209 никогда не искали. От «РЛ» дважды была принята широта 83 гр. Прождав полтора месяца, исправив повреждения, они, возможно, попытались взлететь. Но, видимо, "полосы" не хватило, и ДБ-А, не имевший достаточной устойчивости, упал в залив. На суше его нет, но на месте стоянки Н-209 могло остаться «железо», снятое для облегчения. Возможен какой-либо знак. Надо исследовать эти места на Элсмире.

В. Елецкий, экс-ведущий инженер по летным испытаниям силовых установок Запоржского ГП «Ивченко-Прогресс».


С Виктором Елецким мы познакомились в 2001 году на МАКСе, когда идея совершения трансполярного перехода от берегов России до Канады на плавающих вездеходах только обретала первые "очертания". Но уже тогда одной из задач будущей экспедиции было проведение предварительного изучения заливов канадского острова Элсмир на предмет возможности совершения аварийной посадки Н-209. Эта задача и сегодня - одна из целей будущего трансполярного перехода.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Авиационное обеспечение:
Авиация ФСБ России
Партнеры экспедиции
Информационные партнеры
PR поддержка проекта
© EC-Arctic.ru 2001 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU Рейтинг@Mail.ru