160 лет Соломону Андре - шведскому исследователю Арктики, первому полярному аэронавту

Соломон Август Андре родился 18 октября 1854 г. в небольшом шведском городке Гренна в многодетной семье аптекаря (в семействе Андре было пять сыновей и две дочери).
Под руководством матери Соломон обучился грамоте, затем поступил в среднюю школу Гренна, а в 1865 г. перешел в среднюю школу в Йончопинге. Окончив пять классов, он уехал в Стокгольм, где прошел подготовительный курс и поступил в Королевскую высшую техническую школу (Kungliga Tekniska Hogskolan). Своей специальностью Андре избрал физику, в изучении которой ему помогал профессор Роберт Даландер. В 1874 г., окончив школу, Соломон Андре стал работать чертежником на механическом заводе Йоранссона в Стокгольме.
Спустя два года молодой физик отправился в Филадельфию (США), где при помощи шведского генерального консула устроился работать в шведский отдел Всемирной выставки 1876 г. В Филадельфии Андре впервые заинтересовался воздухоплаванием и даже получил первые уроки этой науки под руководством опытного воздухоплавателя Уайза, совершившего около четырехсот полетов.

Через полгода, серьезно заболев, Андре покинул Америку и вернулся в Швецию. Некоторое время он работал в качестве инженера, затем приобрел механическую мастерскую. Однако дела в мастерской шли плохо, и Андре был вынужден продать ее. С помощью профессора Даландера Андре получил место ассистента по физике в Королевской высшей технической школе.
В 1882 г. Швеция приняла участие в исследовании Арктики по программе Первого международного полярного года, организовав полярную обсерваторию на мысе Тордсон (Cap Thordsen) (Шпицберген). Руководителем обсерватории был назначен сотрудник Метеорологического общества в Стокгольме Нильс Густав Экхольм. В число участников экспедиции был зачислен и Соломон Андре, которому было поручено проведение наблюдений над атмосферным электричеством и земным магнетизмом.

Экспедиция прибыла на Шпицберген в июле 1882 г., а 15 августа на мысе Тордсон начались регулярные метеорологические наблюдения. Активно включился в работу и Андре. По воспоминаниям Экхольна, наблюдения за электричеством, организованные на станции молодым физиком, были образцовыми. Благодаря энергии и изобретательности Андре исследования проводились без перерывов, вызванных техническими неполадками; за год работы станции было проведено около 15 000 наблюдений. 23 августа 1883 г. обсерватория завершила работу по программе Первого МПГ, и Андре вернулся в Стокгольм.
В 1885 г. он был назначен руководителем технического отдела Бюро патентов. Работая на этом посту, он сумел добиться некоторых улучшений в законах об изобретателях, а также выступить инициатором организации шведского Общества изобретателей.
Во второй половине XIX в. шведы совершили более 20 экспедиций в Арктику, большая часть которых пришлась на Свальбард (мыс Шпицберген) и его прибрежные воды. Основная цель этих экспедиций – выполнение научных исследований в разнообразных областях знаний, таких, как флора и фауна северных районов, дрейф полярных льдов, метеорологические явления, геомагнетизм и прочее. В противоположность многим британским, американским, французским и норвежским экспедициям, шведы в основном держались в области южнее 80о северной широты.
В 1894 г. на одном из собраний Шведского общества географов и антропологов Андре познакомился со знаменитым полярным путешественником Э. Норденшельдом и рассказал ему о своей заветной мечте — предпринять научную экспедицию в Арктику на воздушном шаре. Норденшельд одобрил идею Андре и пообещал свою помощь в организации такого предприятия.
Свой план организации воздушной экспедиции к Северному полюсу Соломон Андре впервые изложил 13 февраля 1895 г. на заседании Шведской Академии наук, а 15 февраля повторил свой доклад в Шведском географическом обществе.
Согласно плану Андре необходимо было построить воздушный шар, способный поднять трех человек, провизию, приборы и инструменты (общая грузоподъемность такого шара должна была составлять около 3 т). Этот шар планировалось изготовить из плотного материала, чтобы он смог держаться в воздухе не менее 30 суток. Наполнить шар газом Андре предлагал непосредственно в полярной области. Опыт, приобретенный Андре во время полетов на «Свеа», позволил ему предложить снабдить шар парусами и гайдропами для обеспечения наибольшей управляемости.

Научные учреждения поддержали Андрэ и таким образом сыграли ключевую роль в отношении Швеции к полярному проекту, а это, в свою очередь, гарантировало финансирование его идеи высшими кругами Швеции. Основные субсидии для двух своих экспедиций (1896 г. и 1897 г.) Андрэ получал от короля Швеции Оскара II, шведского промышленника Альфреда Нобеля и губернатора округа Гетеборг барона Оскара Диксона (начиная с 1860-х г г. и король, и Диксон финансировали ряд шведских полярных экспедиций).

К моменту взлета воздушного шара из Свальбарда 11 июля 1897 г. план существенно не изменился. Несмотря на критику практически всех аспектов этого замысла со стороны иностранных экспертов в воздухоплавании, а также одного из членов экспедиции, Нильса Экхольма, Андрэ в последующие два с половиной года не сделал никаких существенных изменений ни в самом полярном воздушном шаре, ни в других составляющих проекта экспедиции. Официальная цель экспедиции Андрэ состояла в проведении в центральном полярном регионе разнообразных научных исследований: метеорологических, геомагнетических, географических и т. д. Но первостепенным желанием и движущей силой проекта было, конечно, достижение Северного полюса.

Андрэ решил стартовать на Свальбарде. Первый этап экспедиции – это достижение самого полюса. Далее – полет к югу, к району Берингова пролива. Общая дальность путешествия, по расчетам, была около 3700 км. Со средней скоростью ветра 7 м/с (27 км/час) оно заняло бы 6 дней, а начальный полет к полюсу – 43 часа.
Андрэ определил четыре условия, принципиально важные для проведения экспедиции:
1) воздушный шар должен вмещать 3 человека, оборудование и запасы на 4 месяца, в целом 3000 кг;
2) оболочка шара должна быть достаточно прочной, чтобы он мог продержаться в воздухе 30 дней;
3) заправку водородом необходимо произвести по возможности ближе к полюсу;
4) воздушный шар должен быть управляемым при перемещении по горизонтали
Реакция шведов на проект Андрэ, как уже говорилось, была чрезвычайно позитивной, по крайней мере, среди общественности (нельзя забывать о том, что в то время Андрэ был единственным воздухоплавателем в Швеции)
Уверенность Андрэ в своем воздушном шаре не разделял один из двух других участников экспедиции 1896 г. – Нильс Экхольм. Сразу по возвращении домой между Экхольмом, Андрэ и двумя спонсорами, Диксоном и Нобелем, разгорелся спор о проблемах, связанных с полярным воздушным шаром. Нобель предлагал финансировать производство абсолютно нового шара, но не смог убедить в этом Андрэ.
Зимой 1896–1897 г г. по инициативе Лашамбра объем воздушного шара был увеличен на 300 м3.

Нильс Френкель заменил Экхольма в качестве третьего участника экспедиции. Лейтенант армии Г. В. А. Сведенборг назначен запасным членом экипажа.

19 марта 1897 г. Андрэ представил новый состав экспедиции Шведскому обществу антропологии и географии. 18 мая 1897 г. канонерская лодка «Свенскунд», предоставленная шведским правительством в распоряжение экспедиции, вышла из Гетеборга. На ее борту находились воздушный шар, гондола и аппарат для добывания газа. В конце мая лодка бросила якорь у берега Шпицбергена. Туда же на судне «Вирго» прибыли и участники экспедиции.

Наполнение шара проходило на том же самом месте, что и в предшествовавший год, и продолжалось с 19 по 22 июня. В телеграмме, отправленной Андрэ 28 июня шведскому ежедневному изданию “Афтонбладет”, говорилось, что все готово для старта.

11 июля 1897 г. в 13.46 полярный шар взлетел с острова Дэйнс.
На его борту находились три аэронавта: Андрэ, Стриндберг и Френкель.
Перед стартом шар окрестили “Орел”. Последними словами, услышанными из корзины, были слова Стриндберга “Lefve gamla Sverige!” (“Да здравствует старая Швеция!”).

Шар нес 1234 кг балласта, включавшего 8 балластных канатов (404 кг), 3 гайдропа (485 кг) и песок (345 кг).

Сразу после старта произошли два события, которые одним махом перечеркнули все предыдущие планы управления воздушным шаром. В первые минуты вылета из ангара порывы ветра прижали шар вниз. Через некоторое время корзина задела поверхность воды в заливе Вирго. Чтобы исправить ситуацию, экипаж выбросил за борт 207 кг песка, что составляло 60% всего песчаного балласта. Практически в это же время отвязались все 3 гайдропа; каким-то образом из-за волнообразных движений шара во время подъема нижние концы всех канатов отвинтились от верхних. Сначала гайдропы имели общий вес 785 кг, 485 кг из которого должны были висеть в воздухе (функция стабилизатора высоты), а остальная часть волочилась по земле за воздушным шаром. Теперь же около 2/3 гайдропов (530 кг) было потеряно и оставалось только 255 кг. Длина оставшихся частей была недостаточной, чтобы достичь земли из корзины на расчетной высоте в 150–200 метров.

Таким образом, экспедиция Андрэ отправилась в путь не на управляемом, как планировалось, а на свободно летящем шаре. Другая функция канатов, заключавшаяся в том, чтобы удерживать шар на одной высоте, также была в значительной степени утрачена. Оба навигационных механизма – стабилизатор и девиатор базировались, главным образом, на теоретических расчетах: сказалась нехватка реальных испытаний. Но даже эти теоретические расчеты отныне не действовали – шар, как и все обычные шары, будет полностью подвержен порывам ветра и другим атмосферным явлениям.

Движимый попутным ветром, «Орел» пролетел в северо-восточном направлении около 480 км, то поднимаясь на значительную высоту, то опускаясь почти до поверхности и ударяясь о лед. 14 июля Андре принял решение о прекращении полета. Шар опустился на лед в 800 км от цели экспедиции — Северного полюса.
14 июля 1897 г., после 65 часов 33 минут путешествия, “Орел” приземлился на полярном льду в 480 км к северо-востоку от острова Дэйнс (82о 56' с.ш., 29о 02' в.д.).

Экспедиция была примерно в 800 км от своей цели – Северного полюса.
За 10 часов и 29 минут полета шар двигался с различной скоростью на разной высоте на северо-восток. Остальные 55 часов и 4 минуты шар волокло по полярному льду или он двигался низко от него, или оставался недвижим. Уже на второй день путешествия шар значительно потяжелел под воздействием тумана и осадков. В отличие от зарубежных метеорологов, таких, как Берсон и Экхольм, Андрэ не относился к этому фактору серьезно. Позднее выяснилось, что в последние часы экспедиции иней утяжелил шар примерно на 1000 кг.

После недельной подготовки к пешему походу 22 июля путешественники отправились в сторону мыса Флора (Земля Франца-Иосифа), где располагался склад продовольствия экспедиции.

Путь по дрейфующим льдам был чрезвычайно сложным, приходилось преодолевать трещины и разводья, перебираться через торосы.

Несмотря на нехватку продовольствия, холод и усталость, во время этого похода отважные исследователи не прекращали научных исследований: производили астрономические определения своего местоположения, выполняли метеорологические наблюдения, заносили в дневники описания встречавшихся животных. В конце сентября участники экспедиции достигли южного берега острова Уайт, установили на нем палатку и приступили к постройке дома.
После 76 дней, проведенных на полярном льду в экстремальных физических и психологических условиях, они достигли южных берегов острова Уайт, расположенного к северо-востоку от Свальбарда. Последнее свидетельство их жизни позднее обнаружено в блокноте Стриндберга: 17 октября 1897 г. он написал: “Дома в 7,30 утра”.

Можно предположить, что вскоре после этого все трое погибли. В течение недели трое мужчин страдали от желудочных спазмов, поноса и прочих кишечных расстройств. Они были сильно ослаблены, постоянно испытывали боль, и не могли передвигаться. Признано что полярные исследователи погибли от употребления в пищу мяса убитого ими полярного медведя, оказавшегося зараженным.

Первым умер Стриндберг 17 октября, Андре и Френкель промучились еще две недели. Кнут Френкель умер в своем спальном мешке, и Саломон Андре умер опираясь на скалу. Большое приключение закончилось.

Через 33 года, 6 августа 1930 г., последний лагерь экспедиции Соломона Андре был обнаружен экипажем норвежского судна «Братвог».

Останки отважных воздухоплавателей в октябре 1930 г. на канонерской лодке «Свенсксунд» в сопровождении почетного эскорта были доставлены в Швецию.

Позднее в честь Соломона Андре северная часть острова Западный Шпицберген была названа Землей Андре.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Авиационное обеспечение:
Авиация ФСБ России
Партнеры экспедиции
Информационные партнеры
PR поддержка проекта
© EC-Arctic.ru 2001 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU Рейтинг@Mail.ru