Неправительственная деятельность в Антарктике. Пресс-релиз ААНИИ

Несмотря на экономический кризис, существующий во многих странах, туристическая деятельность продолжает развиваться. Многие люди в европейских странах, США, Канаде, Японии стали предпочитать путешествия в экзотические уголки планеты традиционному организованному пляжному отдыху. Некоторые из них пытаются совместить эти путешествия с различными экстремальными достижениями, которые получили в мире термин «туризм приключений». Одним из таких экзотических районов стала Антарктика. Конечно, путешествие в этот край является достаточно дорогостоящим мероприятием, но это не останавливает любителей экстрима, которые часто находят спонсорскую поддержку для реализации своей очередной мечты.

Антарктический сезон 2011-12 гг. привел в шок правительства и национальные антарктические программы стран-участниц Договора об Антарктике, когда частная норвежская яхта предприняла отчаянное путешествие в антарктические воды с целью поиска своих коллег – без вести пропавших в предыдущем антарктическом сезоне в ледовых полях моря Росса. Парусная яхта, на которой находились трое норвежцев, в конце декабря 2010 г. была раздавлена льдами, и ее экипаж бесследно исчез в суровых просторах Антарктики. Антарктические программы и государственные структуры США, Новой Зеландии и Южной Кореи предприняли серьезные усилия по поиску этих людей, но все попытки оказались тщетными. На этот раз новый экипаж, возглавляемый гражданином России, совершил новую попытку плавания в этот район Южного океана. Данное путешествие было профинансировано частной норвежской телекомпанией, которая организовала реалити-шоу с борта яхты и передавало его в эфир своим подписчикам. Экипаж не имел необходимых для такого плавания разрешения и документов, и поэтому был арестован новозеландскими властями в одном из портов этой страны. Несмотря на это, экипаж несанкционированно покинул причал и ночью ушел в море в неизвестном направлении без оформления документов на выход у капитана порта. Береговая охрана Новой Зеландии пыталась обнаружить яхту и вернуть ее в порт, однако, не имея никаких сведений о маршруте плавания судна, которое не выходило в эфир и выключило все источники внешней связи, она не смогла обнаружить беглецов. В результате, через два месяца данная яхта под другим названием и с другим комплектом судовых документов была обнаружена в одном из чилийских портов, где вновь была арестована. Но и в Чили «новозеландский» вариант бегства из порта под покровом ночи был совершен повторно. В результате у чилийских властей оказался поддельный комплект регистровых документов, якобы выданных российским Регистром морского судоходства в г. Петропавловске-Камчатском. Вероятно, яхта провела антарктическую зиму в одном из тихоокеанских портов Южной Америки, и в сезоне 2012-13 гг. вновь предпримет очередное плавание в Антарктике. Прокуратура Норвегии начала расследование этого факта, а государственные структуры морских портов стран южного полушария получили соответствующее указание по аресту данного судна, которое, впрочем, может в очередной раз сменить свое название.

Данный факт был расценен как вызов всем участникам действующей Системы Договора об Антарктике. Однако, это не останавливает экстремалов. Проблема проведения туризма приключений в Антарктике вызывает озабоченность многих членов международного сообщества, т.к. на шестом континенте и в окружающих его водах Мирового океана не существует государственных или коммерческих поисковых и аварийно-спасательных служб. Все операции, связанные с этим видом деятельности, возможно выполнить только силами и средствами национальных антарктических программ, которые финансируются исключительно из своих государственных бюджетов. При возникновении необходимости организации таких работ по спасению экстремалов срывается выполнение плановых научных исследований, дополнительному риску подвергаются экипажи экспедиционных судов и самолетов, а выделенные правительствами средства для исследования Антарктики используются нецелевым образом. При этом данное обстоятельство не останавливает экстремалов. Поэтому для достижения своих целей они зачастую используют различные политические силы своих стран.

Недавно в отечественных и зарубежных средствах массовой информации появились сообщения об очередной неправительственной экстремальной экспедиции в Антарктику. Группа британских любителей приключений планирует осуществить путешествие по шестому континенту от побережья Земли Королевы Мод до Южного географического полюса, где расположена американская база Амундсен Скотт в условиях антарктической зимы. В настоящее время достигнуть берегов Антарктиды они собираются на экспедиционном судне ЮАР «Агалас». В качестве стартовой точки СМИ называют российскую антарктическую станцию Новолазаревская.

В связи с этим сообщаем, что в августе 2012 г. Министерство иностранных дел Великобритании неофициально обратилось в МИД России с просьбой о содействии этой неправительственной экспедиции. На тот период экспедиция планировала прибыть в Антарктиду на самолете, используя ледовый аэродром станции Новолазаревская. Позиция российской стороны по этому вопросу основывалась на существующих международных договоренностях с другими странами антарктического сообщества в международной авиационной программе ДРОМЛАН и на общем подходе этого сообщества по отношению к неправительственной деятельности в Антарктике. Если бы Россия согласилась на старт этой экстремальной экспедиции со своей станции Новолазаревская, то Российская антарктическая экспедиция (РАЭ) автоматически брала бы на себя ответственность за организацию возможных поисковых и аварийно-спасательных работ. Никами транспортными средствами по выполнению таких операций в зимний период не располагает ни одна национальная антарктическая программа. В связи с этим, МИД России был вынужден отказать своим коллегам с берегов Темзы в содействии по организации подобной экспедиции. Возможно, британские путешественники для этих целей будут использовать полевой лагерь «Белая пустыня» британской туристической компании «ALE», который расположен в Оазисе Ширмахера на удалении около 10 км от станции Новолазаревская. Никакой логистической поддержки этой экспедиции РАЭ осуществлять не намерена и, поэтому, не будет располагать никакими оперативными сведениями о проведении этого эксперимента.


Зам. директора ФГБУ ААНИИ,
начальник РАЭ В.В. Лукин

15 января 2013г.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Авиационное обеспечение:
Авиация ФСБ России
Партнеры экспедиции
Информационные партнеры
PR поддержка проекта
© EC-Arctic.ru 2001 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU Рейтинг@Mail.ru