Дрейфующие станции в Арктике будут работать вместе с научными судами?

Работа дрейфующих научно-исследовательских станций в Арктике в будущем, скорее всего, будет интегрирована с работой научно-исследовательских и экспедиционных судов, которые станут опорными дрейфующими базами для этих станций, полагает руководитель Высокоширотной морской экспедиции "Арктика-2012" Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгидромета (ААНИИ) Владимир Соколов.

"Будущее у дрейфующих станций, безусловно, есть. Весь вопрос в том, насколько лед в Арктике позволит реализовывать эту программу в рамках традиционных подходов. В советско-российском подходе это высадка только на дрейфующий лед, либо придется гонять туда суда, как это делают наши западные коллеги. По некоторым страховым законам в том или ином государстве нельзя пребывать на льдине выше определенного срока", - рассказал Соколов, отметив, что российское законодательство является гораздо более гибким в этом отношении.

По словам Соколова, судно будет являться неким ядром для станции, которая ведет наблюдения в Арктике. Как платформа для постоянных наблюдений ни одно судно, по сути, не подходит, так как чистоту данных обеспечивает только наблюдение в самой среде, а судно вносит в эту среду определенные возмущения. "Вмороженное" в лед судно могло бы послужить местом проживания ученых и материально-технической платформой.

"Международный полярный год (2007) показал, что в Арктике успешно работала и дрейфующая станция, и морские экспедиции. Этот подход, в конце концов, возобладает в любом случае. Возможности для этого у нас есть великолепные - ААНИИ в настоящее время обладает двумя мощнейшими судами для высокоширотных плаваний, "Академиком Федоровым" и "Академиком Трешниковым", - сообщил Соколов в ходе пресс-конференции в петербургском медиацентре РИА Новости.

Эти суда, в основном, будут работать в Антарктике, но периодически обязательно будут совершать рейсы и в Арктику, отметил руководитель экспедиции "Арктика-2012". Это позволит получить очень важные данные о состоянии этого региона, с учетом того, что все большие части акватории Северного ледовитого океана открываются в летний навигационный период от морского льда для изучения.

"Дрейфующие станции - это даже не традиция, а технология. И если не поддерживать ее хотя бы пять-десять лет, она уйдет вместе с людьми. У наших западных коллег такой технологии нет. У них нет соответствующих подходов, культуры наблюдений. Требуется круглогодичный мониторинг за стоянием природной среды, а не эпизодические появления, которые тяжело увязать в единую картину", - подчеркнул Соколов.

Он напомнил, что Евросоюз намерен реализовать программу дрейфующей арктической станции к 2017 году, Норвегия планирует осуществить дрейф научно-исследовательского судна во льдах уже в этом году, а Канада намерена высадить группу полярников на лед на два месяца в следующем году.

Первая в мире дрейфующая станция "Северный полюс-1" была высажена на льды Центрального полярного (ныне Арктического) бассейна 21 мая 1937 года. В этот день на льдину вблизи Северного полюса самолетами Высокоширотной воздушной экспедиции были доставлены начальник станции Иван Папанин, геофизик Евгений Федоров, гидролог Петр Ширшов и радист Эрнест Кренкель. Предвоенные и военные годы прервали цикл исследований, но с начала 1950-х годов они были продолжены. C этого момента дрейфующие станции действовали в Арктике регулярно до 1991 года. Их работа была возобновлена после 12-летнего перерыва весной 2003 года.

РИА Новости, Анна Юдина.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Авиационное обеспечение:
Авиация ФСБ России
Партнеры экспедиции
Информационные партнеры
PR поддержка проекта
© EC-Arctic.ru 2001 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU Рейтинг@Mail.ru