Путями поморов. Мезень - Пыя - Мезень (Архангельск, Москва). Положение на 11 марта



Путями поморов. Мезень - Пыя - Мезень (Архангельск, Москва). Положение на 11 марта
11 марта, 22:40

начало путешествия

Итак, в прошлый раз я остановился на том, что экспедиция стартовала из Мезени. Череда последовавших вслед за этим событий привела к тому, что экспедиции пришлось существенно изменить график и перегруппироваться. На вечер 9 марта один из вездеходов, новый "Полюс", испытания которого и составляли одну из главных целей предприятия, находился в лесу в точке чуть севернее устья реки Пыя у ее впадения в Мезень. Тестовая нагрузка на аппарат привела к поломке промежуточного вала трансмиссии, узла, собственно, и вызывавшего наибольшие опасения экспедиционеров. А попытка поменять его на новый привела к открытию, что при сборах в Москве он был заботливо выложен. Ну, или не положен. Но, поскольку на эти даты была запланирована смена части экипажа (ваш покорный слуга должен был на время оставить экспедиционеров, правда, в другой точке, а на смену ему должен был прибыть Гиви, но тоже в другую точку), то вал был передан с Гиви, который и доставил его вчера вечером в Мезень. Одновременно с этим было принято решение после починки "Полюса" оставить его в Мезени и продолжить путь на двух "Торосах" - вездеходах, неоднократно испытанных и надежных, ибо поломка вала "Полюса" - вещь явно конструктивная, и использование его без доработки в дальнейшем привела бы к следующей поломке того же агрегата. Но хватит техники. Вернее, я к ней вернусь еще в конце. С "Полюсом" было принято решение оставить также два прицепа, а экспедицию вынуждены были оставить и еще два участника. Дальнейший же маршрут также был скорректирован в сторону упрощения и ускорения - в Кулой решено было входить не из Мезенской губы, а с зимника Каменка - Долгощелье.
Путь от Пыи до Мезени два Тороса с прицепами проделали за световой день, потеряв на одном из вездеходов ШРУС и рулевую тягу (замена, сварка), а на другом - две крестовины на заднем и средним мостах... На вечер 9 марта два Тороса и большая часть участников (Кажарский и Сергей Кутало остались с "Полюсом") собралась в Мезени, в точке старта, причем один из двух Торосов пришел в эту точку на переднем мосту и требовал ремонта. Вот в таком состоянии я и оставил экспедицию, в надежде встретить их теперь, например, в районе Пинеги. Но загадывать чего-то не будем, будем просто следить. Дальше будет рассказ о хронологии событий, после чего я попытаюсь обозначить некий технический взгляд на случившееся, который лично меня, после раздумий ночной дороги в Архангельск, привел к выводу, что все, как ни странно, штатно и даже правильно. Но не буду забегать...
5 марта. Стартовав из Мезени утром, мимо Малой слободы и аэропорта, экспедиция пошла зимником, забирающим существенно восточнее, в сторону ненецких поселков Несь и Чижа. Зимник же в нужном нам северном направлении в этом году существовал по другому берегу Мезени, из Каменки. Примерно через пятнадцать километров зимник пересекал речку Пыя, на лед которой и было решено выйти

Пыя здесь неширокая, лесная и очень живописная

Постоянно делаем остановки, любуясь красотами, во время одной из которых Чуков пытается измерить толщину льда,

но он оказывается достаточно толстым.
Пыя течет в лесных берегах, изящно петляя


а мы наслаждаемся солнцем и природой, пока еще не догадываясь, что эта речка нас не отпустит просто так.

Экипаж "Полюса" у водопадика

По мере приближения к устью Пыи берега понижаются, а гладкое "шоссе" речного льда вдруг начинает "ощетиниваться" речными торосами - ропаками

тем большего размера, чем ближе к устью. Это особенность речушек, впадающих в Мезень. Сама Мезень уникальна: река впадает в Мезенскую губу Белого Моря, практически в его Горле - проливе, соединяющем Белое Море с Баренцевом. Поэтому тут сильнО влияние приливов, во время которых Мезень течет вспять, уровень воды в ней поднимается до 10 метров, а лед зимой долго не встает, взламываемый приливами. Вот и Пыя, получая из Мезени свою порцию приливной воды, "дышит", лед на ней трещит и через трещины поверх него выливается принесенная из большой реки вода. Во время очередной остановки Дима осматривает "Полюс" и заметно грустнеет. Прыжки по ропакам на тяжелых колесах привели к заметному изгибу рычагов передней подвески. Эта конструкция была переделана после предыдущего похода, и теперь стало видно, что усилена она недостаточно. Решаем выползать на берег и начинать ремонт - усиление рычагов дополнительными элементами.
Процесс выползания в этом месте на берег оказывается несколько трудоемок - головной вездеход выкарабкивается вверх только отцепив прицеп.

Затем лебедкой выехавшего вездехода вытаскиваются два других аппарата, нагруженных прицепами.

Приходится и лопатой поработать: колеса все же слишком жестки, а борьба с убегающими "сосками" камер, с которой началась наша жизнь в Мезени, лишила нас возможности "сдуваться - надуваться". Жесткие колеса роют пухлый снег, вместо того, чтобы просто его подминать, как это делают камеры на прицепах...

При выползании на берег второго "Тороса" ломается крестовина. Но вот мы на полянке на опушке леса с симпатичной охотничьей избушкой

снабженной печуркой из бочки, заложенной изнутри кирпичами. Она достаточно мала, и использовать ее для ночлега семерых человек мы не сможем. А вот чайку попить - в самый раз. Спускаются сумерки, и нам предстоит два ремонта - замена крестовины на "Торосе" и усиление рычагов передней подвески на "Полюсе". Ага, уже три. После чаепития отказывается работать стартер "Полюса". Уже в темноте крестовина и стартер заменены, а рычаги выпрямлены при помощи пожертвовавшей собой березы

Варить будем ("Мы пахали..." Дима будет) завтра.
6 марта. Утро туманное,

чайник на костре

и вездеход, готовый к экзекуции

Кстати, о костре, избушке и печке. Вчера, разжигая печку. нечаянно спалили, приняв за хворост, веник. Восстановили. А сама избушка сложена из старинных бревен - где-то тут была обозначенная на карте, как нежилая, деревня Пыя...
Ремонт кипит вовсю,

но достаточно трудоемок и долог.

(реклама Макиты).
Потом другая сторона

и к моменту окончания ремонта солнце уже почти у горизонта.

Остается собраться и прицепить прицепы. Стартовать будем завтра.

7 марта. Утренний колючий старт.

Пока перебираемся на другую сторону Пыи и через заболоченное редколесье движемся вперед,

солнце начинает по-весеннему припекать

Первым прокладывает путь облегченный командирский Торос, другой же Торос и Полюс нагружены прицепами. Полюс идет хорошо, несмотря на то, что его колея шире торосовской, и ему приходится идти одной стороной по целине. Нагруженный Торос же все время норовит закопаться, и мы решаем из Полюса сделать не только "тяни", но и "толкай"

Но первый же "толкай" приводит к характерному звуку соскочившей цепи...
Димка лезет в моторный отсек и через минуту объявляет, что приехали. А Полюс теперь - недвижимость, поскольку "крякнул" промежуточный вал трансмиссии. Вала в зипе не оказывается, что странно, поскольку этот вал наряду с усиленными вчера рычагами подвески - две главные проблемные точки, переработанные после прошлогодних походов, но нет так нет. И мы начинаем обживать полянку.

Решение - снять вал с такого же Полюса, оставшегося в Москве и переправить его с Гиви, который прилетит 9-го в Архангельск. Связи нет. Достаем спутниковый Ирридиум. Вечер приносит похолодание

и первый вечер у костерка с гитарой.



8 марта. Сегодня мы живем в этом живописном местечке. Торопиться никуда не надо, перекладываем прицепы - два из них останутся с "Полюсом" в Мезени, поскольку стало ясно, что проблема вала - конструктивная, и когда прибудет с Гиви новый - новый тоже "крякнет" (Во блин. а я накаркал...). А на маршрут пойдут два Тороса. Получилась этакая "дневка", поэтому просто несколько картинок.



Масло Motul, да...

Реклама Чукова... или лебедки?

Диверсант Дима. Или аккумуляторы Титан?

А это Дима Макиту опять рекламирует

Знала бы она (Макита, в смысле), сколько эпитетов в ее адрес прозвучало в процессе запуска. Оба, и не глохнет... Побежали, свалим что-нить, пока работает.

Ух-ты..

Макита!



День опять заканчивается посиделками у костра

9 марта. Гиви уже летит. Поехали навстречу.. Идем двумя вездеходами, выходим на русло Пыи. Пока подходим к реке,

из-под колес вспорхнула стая куропаток. Вот мы и на льду. Снова торосы - ропаки...

и снова ремонт. Не выдержала рулевая тяга, а вслед за ней развалился ШРУС.

Возвращаемся с Димой к "Полюсу" за сваркой и ШРУСОМ, крутим, пилим, варим..



Обратите внимание на второй вездеход, который стоит поперек.

Собственно, сейчас и начинается прилив, лед трещит и выпускает поверх себя излишки воды с бульканьем

Через некоторое время от начала прилива вода начинает поступать к месту ремонта, а вездеход, на который я просил обратить внимание, встал горизонтально

Символично, что сломались мы ровно напротив избушки станции наблюдения за приливами, необитаемой почему-то в это время года.



Но вот ремонт закончен, прилив еще нет, и мы движемся по руслу реки, бывшей для нас дорогой по пути сюда, но превратившейся в реку теперь

Идем...
Нет, плывем!!!

эти машины прекрасно плавают.
Под ногами твердая земля, и снова предательский хруст. Крестовина на среднем колесе слева. Просто отключаем среднюю ось. И снова предательский хруст...

задняя...
Гиви уже в Мезени и уже купил в местном магазине запчастей аж четыре крестовины, благо, они от Уазика. Кстати, купил, несмотря на закрытый в выходной магазин. Там. на дверях, висел мобильный продавца. Здорово!
Вот в таком состоянии я и оставил ребят 9-го вечером и уехал в Архангельск, чтобы сесть с утра на самолет в Москву. За эту ночную дорогу было время поразмышлять о технике, но я пока не буду, чуть позже. Но это не все.



UPD Я сегодня (11-го марта) звонил Чукову. Починенные "Торосы" доставили вал к Полюсу, Димка поставил его на место, сел за руль и попытался тронуться. И в этот момент "новый" вал "крякнул. Так что это точно еще не все. Следим.

продолжение следует

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Дмитрий Антонюк »» | 18.04.2012 12:11
Бывали мы в мезени,толька летом на сваей яхте "возврашения". Прошли море от Мезени до Канин Носа , от Кулоя до м.Воронов. Впечатления не забываемые.
0
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Авиационное обеспечение:
Авиация ФСБ России
Партнеры экспедиции
Информационные партнеры
PR поддержка проекта
© EC-Arctic.ru 2001 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU Рейтинг@Mail.ru