Экспедиция "Путями первопроходцев" - разбор полётов

Дорогие друзья, вот уже почти месяц прошел, как официально завершилась наша очередная арктическая экспедиция. Пора подвести итоги, поделиться впечатлениями, выводами, новыми идеями, ближайшими планами.
Сразу хочется сказать, что результатами мы довольны. Довольны потому, что несмотря ни на что, нам удалось выполнить главные задачи, сформулированные на этапе планирования. Особенностью, а вернее сложностью завершившейся экспедиции было не столько прохождение намеченного маршрута в районе нижнего течения и дельты реки Лены, сколько отработка давно интересующих нас вопросов, касающихся возможного взаимодействия самостоятельных групп, использующих различные средства передвижения, но действующих в составе единого экспедиционного отряда.

Изначально это должны были быть группа на снегоходах, лыжники, и группа на упряжках ездовых собак при общем сопровождении на колесных вездеходах. Подобного опыта не было, поэтому план-график движения был весьма приблизительным, все вопросы взаимодействия нарабатывалось "на ходу", с учетом объективных условий, практически "спонтанно". Нередко ситуации заставляли принимать совершенно "непредсказуемые" решения, но их удавалось находить и экспедиция успешно продвигалась вперед, решая поставленные задачи.

Сразу надо сказать, что планировавшихся двух упряжек (12-15 собак) в составе экспедиции не было. Основной каюр и владелец собак Виктор Помелов за несколько дней до вылета на тренировке получил серьёзную травму и об его участии в экспедиции не могло быть и речи.
Есть одна мудрая поговорка: "Не было счастья, да несчастье помогло". Это как раз о нашей ситуации. Страшно себе представить, что могло бы быть с собаками на маршруте в условиях полного бесснежья, голого, исключительно скользкого льда на реках и в протоках дельты Лены, где даже колесные вездеходы с трудом трогались с места после остановок, на затяжных участках каменистых берегов и отмелей в долине р. Хара-Улах и пр.

Маршрут начался в Тикси, куда экспедиция прилетела военным бортом Ил-76, задержавшись в Москве на двое суток из-за нелетной погоды в Тикси. По прилету разместились у авиационных спасателей в Тикси-3, заняв весь спортзал. На сборы потребовалось двое суток. Кое-что из груза было решено оставить - явный излишек в продуктах, снаряжении. Но все, что требовалось для испытаний, отработки вопросов выживания, организации связи и т.п., едва уместилось в трех прицепах и двух санях-волокушах, с которыми шли снегоходы.

"Сюрпризы" начались сразу же, как только мы вышли на лед залива Хара-Улах. Отсутствие снега заставляло снегоходчиков делать остановки через каждые 10-15 минут, чтобы не "сжечь" гусеницы, поскольку их охлаждение осуществлялось за счет снега, которого не было.
Лыжники уверенно двигались на буксире за снегоходами. Горные лыжи и ботинки позволяли выделывать "пируэты", близкие к зимнему серфингу, однако темп движения был невысок.

Первая "ключевая" точка маршрута - могила Петра Ласиниуса, командира отряда Великой Северной Экспедиции 1733-1743 гг. в нижнем течении р. Хара-Улах. Мы здесь были во время экспедиции "Полярное кольцо" в 2002 году. Отсутствие снега совершенно преобразило все вокруг. 17 лет назад мы за несколько километров разглядели на белоснежном фоне три точки - три могильных креста. Нынче каменистые склоны холма совершенно скрыли от глаз единственный уцелевший крест. Две ложбинки рядом, припорошенные снегом, выдавали, что здесь когда-то были могилы, но что с ними случилось и почему нет и намека на два других креста - не ясно.

На спуске серьезно повредили старый прицеп с двумя бочками солярки. Дышло согнулось и к вечеру переломилось окончательно. Всю ночь - сварочные работы (на аккумуляторах). Но к этому времени, после разведки русла реки, пришли к выводу, что двигаться на снегоходах нельзя: отдельные "островки" снега по берегу совершенно исчезли, русло - голый вспученный посредине лёд, каменистые затяжные перекаты. Горные вершинки справа по ходу, мимо которых должен лежать путь к р.Лене в р-не пос. Кюсюр, совершенно без снега. Утром - возвращаемся в сторону Тикси, с надеждой обойти дельту Лены с востока на запад вдоль кромки моря Лаптевых.

Идем через о. Бруснева, мимо "кладбища" старых кораблей. Обстановка со снегом несколько улучшается. Корректируем направление движения в сторону Оленёкской протоки, рассчитываем выйти к п/ст. "Сокол", побывать на месте, где скончался Де Лонг, но в протоке Синицина вновь голый лед, а дальше - каменистые склоны, по которым ни снегоходам ни лыжникам двигаться нельзя. Вновь длительная разведка с выходом на морской лед в районе мыса Быковского и новый вариант маршрута: по дельте Лены через брошенные рыбацкий поселок Арангастах, п/ст. Сагыллах-Ары до места "высадки" Де Лонга на о. Америка-Куба-Арыта.

Вариант "рабочий", двигаемся, однако приходится задумываться о "точке невозврата". Расход солярки зашкаливает, плюс многочисленные разведки, и пр. На снегоходах тоже с топливом все на пределе. Спасает цистерна на полярке, в которой удалось обнаружить отличную "выдержанную" солярку, которую вначале приняли за керосин, так что двигаемся уверенно, заходим на брошенные поварни, пол-дня ведем поиски следов знака на месте высадки Де Лонга, но кроме старой землянки ничего обнаружить не удается.
Обратный путь строим из расчета возвращения в Тикси 22-23 апреля, к прилету наших "встречающих": Бориса Фёдоровича Королькова, генерал-полковника в отставке, в конце 80-х годов Зам. Командующего ВВС и С.Гриднева.

Вылет в Москву по плану, 26 апреля.

В который уже раз приходится убеждаться, что опыт участников - это хорошо, но главным всегда будет психологический "климат" в команде. Если на этом фронте без проблем, то любые вводные решаются успешно. Прошедшая экспедиция - еще одно тому подтверждение. Сразу полтора десятка новых друзей, о встрече с которыми начинаем думать еще в самолете. А сколько интересных людей встречено на маршруте! В Тикси, в пос.Быковский, на "Полярке".

Не успели вернуться, разобраться с грузами, техникой, а в Туле уже ждут на Первый открытый Форум, организованный Тульским отделением РГО. Подготовили один "Торос", только что вернувшийся из Якутии, выставили на обозрение на территории Тульского Кремля. Два дня в кругу друзей-туляков. Родились новые идеи. Возможно, это будет комплексная молодежная экспедиция по Центральной России, по территории семи областей, через которые протекает р.Ока. Название будущей экспедиции "Вдоль Великой Стены России" (https://topwar.ru/12879-velikaya-stena-rossii.html). Но на первом плане Антарктида. Впереди 200-летие её открытия русскими моряками Ф.Беллинсгаузеным и П. Лазаревым.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Авиационное обеспечение:
Авиация ФСБ России
Партнеры экспедиции
Информационные партнеры
PR поддержка проекта
© EC-Arctic.ru 2001 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU Рейтинг@Mail.ru