К 35-летию достижения Северного полюса атомным ледоколом «Арктика»

35 лет назад, в августе 1977 года, атомный ледокол «Арктика» впервые совершил активное научно-экспериментальное плавание во льдах Центральной Арктики, достигнув Северного полюса 17 августа и благополучно вернувшись в порт базирования - Мурманск.
Автономное плавание а/л «Арктика» продолжалось13 суток (09-22.08.1977). За это время было пройдено 3830 миль со средней скоростью 12,3 узла. Отечественные и зарубежные исследователи Арктики и Антарктики были единодушны в своем восхищении фантастическим успехом ученых и моряков, оценивая этот поход как важнейшую веху в истории полярных открытий.

На протяжении более трех столетий походы судов к Северному полюсу в каждом
случае заканчивались неудачами или даже трагедиями. Однако неуемное желание
отважных мореходов проникнуть как можно дальше в полярные пределы постоянно раз за разом направляло их суда к полюсу. Только с появлением мощных ледоколов нового поколения, а также транспортных судов усиленного ледового класса плавание во льдах Арктического бассейна стало реальным. Обширные исследования, проведенные во вторую половину XX века на дрейфующих станциях, а также по программе Высокоширотной воздушной экспедиции «Север» позволили получить необходимые данные о закономерностях циркуляции льдов в Арктическом бассейне и о пространственно временной изменчивости характеристик ледяного покрова, существенно влияющих на судоходство. В эти годы в ААНИИ были выработаны основные подходы к изучению ледяного покрова как среды судоходства, разработаны методики количественной оценки трудности плавания судов во льдах. Начала внедряться в практику гидрометеорологического обеспечения ледового плавания спутниковая информация, были разработаны новые методики долгосрочных и краткосрочных ледовых прогнозов.
Судоводителями был накоплен значительный опыт ледового плавания в высоких
широтах. Наиболее горячим, наиболее активным энтузиастом похода ледокола к Северному полюсу был опытный полярный капитан Ю.С. Кучиев. Практическая поддержка этой инициативе была оказана в Арктическом и Антарктическом научно-исследовательском институте. По запросу Администрации Северного морского пути научные сотрудники отделов ледовых прогнозов и изучения ледового плавания П.А. Гордиенко, В.Е. Бородачев, Е.Г. Ковалев, Г.Н. Сергеев и В.А. Спичкин подтвердили возможность достижения Северного полюса, наметили оптимальный маршрут и сроки плавания.
Группа ААНИИ, принявшая участие в рейсе, состояла из десяти опытных
полярников. В группу входили ледоисследователи И.П. Романов, А.В. Дорофеев, Г.Н.
Сергеев, В.А. Спичкин, Ю.Н. Хромов и А.П. Иванов, а также специалисты в области
изучения ледовых качеств судов – Б.П. Ионов, П.М. Николаев, А.Н. Ильчук, П.В. Богородский. Примечательно, что четверо из них (А.В. Дорофеев, Ю.Н. Хромов, П.М.
Николаев и П.В. Богородский) до сих пор успешно трудятся в нашем институте.
Рейс «Арктики» убедительно доказал возможность и эффективность плавания в Арктическом бассейне атомных ледоколов в летний период. Научной группой ААНИИ в
период проведения рейса были выработаны принципиальные положения системы научно-оперативного гидрометеорологического обеспечения плаваний в высоких широтах Северного Ледовитого океана, легшие в основу современной системы
специализированного гидрометеорологического обеспечения (СГМО) мореплавания в
Арктике.
Рейс «Арктики» показал, что ледяной покров Арктического бассейна может
служить средой активного судоходства. За прошедшие 35 лет ледоколы и транспортные суда разных стран 94 раза посетили Северный полюс, в том числе отечественные - 80 раз. Знания о природе Арктического бассейна, опыт, накопленный судоводителями, позволяют с оптимизмом смотреть на перспективы плаваний по высокоширотным трассам. Использование этих трасс целесообразно, в первую очередь, для проведения научных исследований, организации и снабжения дрейфующих станций. Результаты наблюдений, выполняемых в высоких широтах, позволяют ответить на многие вопросы, стоящие перед современной наукой, включая оценку климатических изменений в арктическом регионе, их влияние на состояние природной среды в глобальном масштабе.
В последние годы произошли существенные изменения в системе ледового и
гидрометеорологического обеспечения плавания во льдах. Спутниковая система наблюдений за льдами полярных регионов, компьютерные технологии анализа и прогноза ледовых условий в арктических морях и обширные возможности современных средств передачи и представления информации судоводителям отвечают актуальным задачам гидрометеорологического обеспечения морской деятельности в Арктике.
Российский ледокольный флот сегодня является мировым лидером в области
высокоширотных плаваний. Отрадно, что после долгого перерыва стал обновляться
арктический флот. Тому подтверждение – ввод в 2007 г. в эксплуатацию атомного
ледокола «50 лет Победы», планируемое строительство новых атомных ледоколов и
транспортных судов арктического класса. Это внушает уверенность в том, что Россия не уступит лидерство в деле судоходства в полярном регионе, который является весьма перспективным источником экономического роста страны.

(Пресс-служба ААНИИ)

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Авиационное обеспечение:
Авиация ФСБ России
Партнеры экспедиции
Информационные партнеры
PR поддержка проекта
© EC-Arctic.ru 2001 - 2022, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU Рейтинг@Mail.ru