На Северный полюс - на планере

Все мы, конечно, знаем о спасении лётчиками Челюскинцев. Но о том, что Северного полюса советские летчики достигали и на планерах, пропаганда не шумела. Ещё бы,ведь эти перелеты проходили в рамках секретной военной программы.

В 50-х годах у СССР не было стратегических бомбардировщиков, способных без посадки достичь территории США. Были нужны доступные площадки подскока. Советское Министерство обороны решило использовать дрейфующие полярные станции в Арктике.

Вставала проблема доставки туда больших объемов грузов, необходимых для строительства и эксплуатации аэродромов. Облегчить эту задачу могли транспортные планеры, хорошо показавшие себя во время Великой Отечественной, поскольку планеру требуется более короткая взлетная полоса, нежели самолету.

Перелет стартовал 11 марта 1950 г с аэродрома Мясново, Тула. Ведущий Ил- 12Т пилотировал Герой Советского Союза капитан А.Н. Харитошкин, командир экипажа планера – А.В. Фролов. Командирам второго буксировщика являлся капитан В.Д. Родин, командир планера – В.Ф. Шмелев. В перелет ушли только добровольцы и, что характерно, холостяки – риск был огромен! Планеры были оснащены специально разработанной локационной системой “Стриж”, позволяющей пилотам планера следить за движением ведущего самолета. Перелет проходил по маршруту Тула – Казань – Свердловск – Омск – Новосибирск – Красноярск. В Красноярске провели подготовку летательных аппаратов к полетом в северных условиях. Далее шли по маршруту Красноярск – Подсменная Тунгуска – Хатанга – Тикси. Из Тикси в течение десяти дней выполнялись тренировочные полеты по адаптации экипажей к Арктике, отработке взлетов и посадок на лед.
На острове Котельный пурга задержала летчиков еще на три дня. А 5 апреля 1950 г. две сцепки ушли в 1700- км перелет в сторону дрейфующей в Ледовитом океане станции “Северный Полюс-2”. Это расстояние два планерных поезда преодолели за шесть часов. За бортом – 30°С , а кабины планеров не отапливались… Первым на выбранную с воздуха льдину сел Ил-12 Хорошкина, следом – планер Фролова.

Станция находилась в 300 км от Северного Полюса; там произвести посадку не удалось из-за сложной ледовой обстановки. Пилоты были вынуждены уйти дальше и приземлились на подходящем ледовом поле. Экипажи были вынуждены отдыхать прямо в кабинах, несмотря на 30-ти градусный мороз. 7 апреля сцепки вновь поднялись в воздух сделали на высоте 400 метров три круга над полюсом. А на следующий день экспедиция вылетела обратно на большую землю.

На обратном пути тоже не обошлось без "приключений". На участке Тикси-Хатанга одна из связок попала в сильное обледенение. Пилоту планера пришлось нарушить правила и встать в спутную струю самолета. Конструкция сильно завибрировала и от льда удалось избавиться. В районе Подкаменной Тунгуски экспедицию накрыл сильный снегопад. Одна сцепка на бреющем полете в условиях плохой видимости долетела аж до Красноярска. Другая осуществила посадку на раскисшем аэродроме Подкаменной Тунгуски. Там планер получил повреждения при буксировке; его пришлось ремонтировать.

На этом неприятности закончились и 11 мая обе сцепки вернулись в Мясново. Таким образом, экспедиция продолжалась более двух месяцев; она показала, что планеры можно использовать для доставки грузов на дрейфующие станции. Вскрылись и проблемы - необходимо было обеспечить борьбу с обледенением и решить вопрос с обогревом пилотов планера.

Участники экспедиции были представлены к правительственным наградам.



Литература:

Кузнецов К.А. Десантные планеры Сталина. 1930 - 1955. М.: Яуза: Эксмо, 2013

Красильщиков А.П. Планеры СССР. М., Машиностроение, 1991

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Партнеры экспедиции
Информационные партнеры
PR поддержка проекта
© EC-Arctic.ru 2001 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU Рейтинг@Mail.ru