ПРИТЯЖЕНИЕ МЫСА ЯКАН
Двое суток, 9-10 августа, экспедиция провела у мыса Якан. Это ещё одно знаковое место Арктики. Тёмная громада этого мыса разделяет Восточно-Сибирское и Чукотское моря. На вершине главной сопки стоит маяк, совмещённый с тригопунктом, внизу, у подножья, лежит небольшой полузаброшенный рыбацкий поселочек. То что он ещё жив доказывает совершенно жилой домик, по северным обычаям не закрывающийся на замок - заходи, живи, добрый человек: в домике печка с дровами, еда, масло, кровать. Кроме самого жилого домика, являющегося несомненной достопримечательностью на сотни километров округи, невдалеке, на косе, на берегу океана, выдаётся вначале непонятное сооружение, а это следы воздушной катастрофы: остатки корпуса разбившегося вертолёта (по всей видимости - Ми-4, по числу четырёх иллюминаторов пассажирского салона). Рядышком ещё обломки обшивки, большой кусок пола, небольшие куски дюраля. Деталей с ключевыми номерными знаками, конечно же, не осталось, но на одной из частей - на двух патрубках, выходящих из корпуса наружу, остался явный номер 15350. Главное, никто из участников экспедиции, даже опытнейший Никульшин, исколесивший эти края вдоль и поперёк, ни историк Кузнецов, никто и слухом не слыхивал о катастрофе Ми-4 на мысе Якан. Слишком это громкое событие, чтобы пройти незамеченным - катастрофа вертолёта, и тем более, на Чукотке, на берегу океана. Надо поискать информацию.
Самый сохранившийся домик посёлка Якан стал приютом для путешественников на один вечер и утро. Треск дров в буржуйке, кружка горячего чая "с дымком", зимнее маленькое оконце с решёткой от медведя... Одним словом, "как здорово, что все мы здесь сегодня собрались..." Выехали поздновато, ещё и снимали много по ходу: каменные мысы - красавец Оленный, лагуны, останавливались у каждого маяка, у каждого тригонометрического пункта - теперь брошенных - всё фиксировали, и к вечеру 10 августа пневмовездеходы добрались до реки Рывеем, выходящей в океан у морского причала "Ленинградский". От причала дорога ведёт к самому посёлку того же названия, который в советское время, вместе с соседним "Полярным" был весьма большим: тут жили до 6-7 тысяч жителей; сейчас от него остались улицы полуразрушенных домов да груды ржавого металла, напоминающие постапокалиптическую картину, или место съёмок фильма "Сталкер". Всех въезжающих встречает многоэтажное здание горнообогатительной фабрики, заложенной в 1971 году, но так и не вошедшей в строй. На крыше серого здания размещена надпись "Челябинск - Чукотке -1971".
Тем не менее, жизнь здесь продолжается - работает старательская артель "Арктика", в составе которой сейчас трудятся 11 человек (в советское время их было более 200) - в прошлом одно из крупнейших золотодобывающих предприятий Чукотки. В 1992 году здесь был найден уникальный самородок весом 20 кг 341 грамм. Старатели, во главе с генеральным директором артели Владимиром Павловичем Коркошко - отдельное и огромное ему спасибо!, оказали нам самый радушный приём. Нас накормили вкусным и сытным обедом, как родная за нами ухаживала повар Алла Ивановна, нам предоставили скоростной выход в Интернет. Но самое главное, на ремонтной базе артели удалось провести сварочные работы и осуществить ремонт ходовой части одного из вездеходов.
Отдохнувшие участники экспедиции на отремонтированных вездеходах продолжают движение по побережью Чукотского моря в направлении мыса Шмидта.
Когда мы покидали артель "Арктика" выпал первый, для нас на Чукотке, снег. Будем считать, что, как и "дождь в дорогу", это - добрая примета.