Четверть века назад, 23 апреля 1992 года, в ходе парашютно-лыжной экспедиции "Радуга над полюсом", организованной Экспедиционным центром "Арктика" и парашютным спасательным Центром при Российском обществе Красного Креста, при поддержке Ассоциации путешественников России, в точке географического Северного полюса был впервые поднят государственный флаг России.
Главной задачей экспедиции было выполнить прыжки с парашютом на Северный полюс. В составе экспедиции 12 парашютистов-профессионалов, 7 опытных лыжников, уже дважды прошедших путь до Северного полюса от берегов России и 3 журналиста, представляющих газеты "Известия", "Вечерняя Москва" и минское ТВ.
Ан-26 Хатангского Отдельного авиаотряда, оснащенный дополнительными баками, вылетает в направлении полюса. На борту 19 человек - все, кому предстоит выполнить прыжок "в никуда" - ведь на полюсе нас никто не ждёт, и ледовая обстановка нам станет известна лишь тогда, когда полюс будет под нами.
Спустя несколько часов полета - и мы над полюсом. В открытую рампу сквозь редкую облачность видны бескрайние пространства дрейфующих льдов, разбитые грядами торосов на отдельные поля и изрезанные паутиной трещин и разводьев. Летчики с виртуозной точностью выполняют несколько заходов над выбранной площадкой. Высота отделения - более 3000 тысяч метров - для тандемщиков и около 800 метров - для новичков. А еще сброс грузов - лагерного снаряжения, лыж, продовольствия и топлива - ведь лыжной команде после "приземления" предстоит организовать ледовый лагерь, обеспечить для парашютистов элементарные походные условия пребывания во льдах до прибытия Ан-2, а это не ранее, чем через 8-9 часов, а после того, как парашютисты покинут полюс, пройти около 400 км в район дрейфующей станции, откуда запланирована эвакуация на Диксон вертолетом Ми-8.
Прыжки успешно выполнены, грузы, сброшенные на лед, найдены (за исключением большого мешка с деликатесами, предназначенными для торжественного ужина по случаю достижения Северного полюса и установки первого Российского флага, и одной канистры с 20 литрами бензина для наших примусов).
Ан-2 прилетает "по расписанию", через 8 часов. Торжественные проводы и, минут через 20, мы, шестеро лыжников: Игорь Смилевец, Леонид Сафонов, Валерий Лощиц, Александр Поздняков, Олег Кажарский и Владимир Чуков, остаемся наедине с полюсом в своей видавшей виды арктической палатке. Сегодня отдыхаем, а завтра - идем на юг.
Неожиданно обнаруживаем еще одну потерю: в суете ребята-парашютисты вместе со своими примусами прихватили и наши, так что мы остались довольно в интересном положении - с одной канистрой бензина, но без примусов. Вскоре выход из положения удалось найти. В дело пошел старый текстильный ремень, который сыграл роль фитиля в коптилке из банки из-под кофе. А из бензина удалось изготовить вполне пригодную горючую смесь, смешав его с маслом. Варить что-либо на этой "горелке" было невозможно, но топить снег и доводить воду до слегка теплого состояния удавалось. Режим, а тем более рацион питания был весьма своеобразным, но стоит заметить, что сложившаяся ситуация никак не воспринималась, как чрезвычайная. Правда, коптило наше "чудо" неимоверно и чтобы растапливать снег приходилось каждый раз возле палатки строить снежную "кухню". Несмотря ни на что, мы благополучно завершили свой лыжный переход, правда, прокоптились и пропитались гарью надолго.
Алексей, есть "вакансия" проехать от Певека до Аляски через Берингов пролив. Нужно около 40 дней (конец июля и август). Знаю, занят, но все же предлагаю подумать.
Владимир Семёнович! Дайте ещё один шанс на испытательный срок ,быть с вами в команде! Проездом в Певеке буду с 20.06. по 18.07.из которых с 29.06.по11.07. буду бродить по Чаунскому району,остальные дни буду в Певеке,дайте возможность вам пригодится,быть с вами! Отъезд 18.07. готов перенести (пока это ещё возможно) на более дальний срок,если это будет нужно!