Автопутешествие на "Ниве" по острову Сахалин успешно завершено (http://www.ec-arctic.ru/forum/all/topic_1163/), но увидеть своими глазами "артефакты" сталинской эпохи так и не удалось. Хочется поделиться информацией, собранной на этапе подготовки экспедиции:
«Стройка № 506» - Сахалинский тоннель. Далеко не все строительные проекты сталинской эпохи носили имиджевый характер. Некоторые запускались ради практической составляющей, что, впрочем, не делало их менее грандиозными и впечатляющими. Яркий пример – колоссальная стройка на Сахалине, стартовавшая в 1950-м. Идея проекта заключалась в соединении подземным 10-километровым тоннелем острова Сахалин с материком. На всю работу партия отвела 5 лет. Как водится, работа по возведению тоннеля легла на плечи ГУЛага. Стройка замерла в 1953-м почти сразу же после смерти Сталина. За три года работы успели построить железнодорожные ветки к тоннелю (около 120 км железнодорожного полотна в Хабаровском крае), которые впоследствии стали использовать для вывоза древесины, прорыли ствол шахты, а также создали искусственный остров на мысе Лазарев. Сегодня о некогда масштабной стройке напоминают лишь разбросанные по берегу инфраструктурные детали и техническая шахта, наполовину заваленная мусором и грунтом. Место это пользуется популярностью у туристов – любителей заброшенных мест с историей.